Строительство сети транспортно-логистических центров вместо грузовых дворов в Москве завершится до конца 2017 г. Об этом в интервью Агентству городских новостей «Москва» сообщил заместитель генерального директора АНО «Дирекция московского транспортного узла» (дирекция МТУ) Александр Кахидзе. Кроме того, он рассказал о строительстве современной системы транспортно-логистических центров в московском регионе, схеме движения грузов в Москве и работе по уменьшению грузового транспорта в городе.
Агентство «Москва»: Сколько всего транспортно-логистических центров будет построено вместо грузовых дворов и где?
А.Кахидзе: Сегодня дирекцией актуализирована программа развития транспортного комплекса московского региона до 2020 г. Программа одобрена на заседании координационного совета под председательством министра транспорта РФ в декабре прошлого года. На сегодняшний день программа – комплексный документ, в котором синхронизированы и согласованы с министерством транспорта, правительством Москвы, правительством Московской области, Росжелдором и ОАО «РЖД» все мероприятия по развитию транспортно-логистической инфраструктуры, реализуемые на территории Москвы и Московской области с привлечением как бюджетных, так и внебюджетных средств.
В ходе актуализации программы проведен текущий анализ транспортной ситуации, выявлены системные проблемы и определены приоритетные направления развития транспортной и логистической инфраструктуры с учетом прогнозов развития московского региона. Особое внимание при актуализации программы обращено на решение вопросов формирования в московском регионе современной и сбалансированной сети терминально-логистических центров (ТЛЦ), интегрированных в транспортную систему России, обеспечивающих оптимальное перераспределение грузопотоков в московском регионе и исключение транзитной составляющей при перевозке грузов автомобильным транспортом в Москве.
Программой предусмотрена организация на периферии Москвы грузового каркаса на базе четырех современных ТЛЦ: «Ховрино», «Люблино», «Кунцево-2» и «Москва-Товарная-Ярославская (Северянин)», предназначенных для обработки грузов, поступающих железнодорожным транспортом исключительно для нужд города. Новые ТЛЦ создаются в тыловых зонах опорных железнодорожных станций Москвы – станция «Ховрино», станция «Люблино-Сортировочная», станция «Лосиноостровская» и станция «Кунцево-2», где будет сконцентрирована основная переработка грузов, поступающих железнодорожным транспортом для нужд города.
Данные ТЛЦ будут построены взамен грузовых дворов РЖД, расположенных в центральной части города с плотной жилой застройкой. Для обеспечения комплексного развития транспортной и логистической инфраструктуры в Москве Москомархитектурой разрабатываются проекты планировки территорий ТЛЦ с учетом развития прилегающей улично-дорожной сети и промышленных зон.
А.М.: Как поменяется схема движения грузов в Москве с этими нововведениями?
А.К.: На сегодняшний день в московском регионе сложилась крайне неэффективная система товародвижения, при которой значительный объем транзитных грузоперевозок осуществляется через Москву. Основной объем транзитных грузов составляют контейнеризированные грузы. Перевозки контейнеров автомобильным транспортом, в основном, осуществляются из Москвы на склады высокого класса (А и В), расположенные в Московской области, и обратно в Москву. Существующая технология обработки контейнера в Московском регионе порождает до шести поездок контейнеровозов с пересечением МКАД.
Перспективные логистические технологии на новых ТЛЦ в Москве будут предусматривать «растарку» прибывающих контейнеров в склады с последующей доставкой мелкопартионных грузов в торговые сети мало- и средне- тоннажным автотранспортом. Данные технологии исключают выход на улично-дорожную сеть крупнотоннажного автотранспорта, что позволит существенно снизить трафик грузового крупнотоннажного транспорта в Москве. Фактически, в результате проводимой работы по оптимизации железнодорожных грузовых перевозок в границах Малого кольца Московской железной дороги (МКЖД) будет сформирована зона, свободная от движения крупнотоннажного грузового автотранспорта.
Перераспределение грузопотоков в московском регионе позволит также изыскать дополнительные резервы пропускных способностей железнодорожной инфраструктуры для запуска тактового пассажирского движения на радиальных направлениях Московской и Октябрьской железных дорог с интервалом движения поездов в час пик до 4 минут. В IV квартале 2015 г. планируется запуск пассажирского движения на МКЖД, которое до последнего момента являлось грузовой артерией Москвы, обслуживающей огромный транзитный грузопоток.
А.М.: На какие объемы грузов запланированы мощности новых логистических центров?
А.К.: ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» и ОАО «Институт экономики и развития транспорта» прогнозирует рост объемов переработки грузов на ТЛЦ Москвы для нужд города с 5,3 млн тонн в 2013 г. до 9 млн тонн к 2020 г. (к 2025 г. – до 11 млн тонн). Проектные мощности создаваемых ТЛЦ «Ховрино», «Люблино», «Кунцево-2» и «Москва-Товарная-Ярославская (Северянин)» полностью соответствуют прогнозируемому объему переработки грузов, доставляемых железнодорожным транспортом, для нужд Москвы.
Одновременно с этим, в Московской области для обслуживания выводимых из Москвы транзитных грузопотоков наряду с действующими в настоящее время грузовыми железнодорожными терминалами, формируется новый логистический пояс, тяготеющий к ЦКАД и Большому кольцу Московской железной дороги (МЖД) из шести ТЛЦ : Дмитровский МТЛЦ, ТЛЦ «Белый Раст», ТЛЦ «Ступино-СЛГ», ТЛЦ «Феско-Усады», ТЛЦ «Котово», ТЛЦ «Можайск-СЛГ», которые будут обеспечивать связь автомобильного и железнодорожного транспорта.
А.М.: Когда этот процесс завершится полностью и новая система заработает?
А.К.: Все работы по созданию современной и сбалансированной сети ТЛЦ в Москве будут завершены ориентировочно до конца 2017 г., причем обновление транспортно-логистической инфраструктуры в Москве будет осуществляться поэтапно. Уже сегодня запущена в тестовом режиме первая очередь ТЛЦ «Ховрино» в составе контейнерного терминала с грузоперерабатывающей способностью 300 тыс. TEU (TEU - условная единица измерения вместимости грузовых транспортных средств. Основана на объеме 20-футового (6,1 м) контейнера) в год - прим. Агентства «Москва»). Основной объем работ будет завершен до конца 2014 г. В активной фазе находятся предпроектные проработки по созданию ТЛЦ «Люблино» и реконструкции «Кунцево-2».
А.М.: Какие объемы частных инвестиций предвидятся?
А.К.: Строительство ТЛЦ осуществляется за счет внебюджетных источников. Общий объем финансирования проектов по строительству логистических центров в Москве составляет более 80 млрд руб.
А.М.: Автомобильные и железнодорожные грузопотоки будут выведены полностью из центра города?
А.К.: Работа по совершенствованию логистики на железной дороге не ограничивается решениями по закрытию грузовых дворов. В настоящее время в московском регионе проводится масштабная оптимизация грузовой работы на всех железнодорожных станциях, расположенных в зоне организации пригородно-городских пассажирских перевозок. Для этих целей при отраслевых ведомствах правительства Москвы и правительства Московской области созданы межведомственные комиссии, где на системной основе рассматриваются предложения РЖД по оптимизации работы железнодорожных станций в интересах пассажирских перевозок.
Сохраняются только предприятия стратегического значения, а также предприятия, работа которых связана с обеспечением жизнедеятельности столицы, муниципальных образований Московской области и не создает препятствий для организации пригородно-городского (тактового) пассажирского движения. Уже сегодня 12 из 14 железнодорожных станциях МКЖД закрыты для осуществления грузовой работы. В ближайшее время будут выработаны решения по оптимизации грузовой работы на железнодорожных станциях 11 радиальных направлений Московского железнодорожного узла. Решения по оптимизации будут вынесены на утверждение Координационного совета.
А.М.: Уже сейчас как-то поменялись грузопотоки в столице?
А.К.: Сегодня полностью исключена обработка транзитных грузов на МКЖД. Правительством Москвы совместно с РЖД и дирекцией прорабатывается вопрос консолидации выгрузки строительных грузов на опорных железнодорожных станциях в Москве. Грузовые дворы работают в штатном режиме и их закрытие будет осуществляться поэтапно по мере ввода в эксплуатацию новых ТЛЦ на территории Москвы. Для этих целей по поручению Координационного совета РЖД разрабатывает план-график закрытия грузовых дворов.