Новый Международный аэропорт Раменское в 2016 г. сможет обслуживать до 1,8 млн пассажиров в год. Об этом в интервью Агентству городских новостей «Москва» сообщил генеральный директор ОАО «Транспортно-выставочный комплекс «Россия» (ТВК «Россия» дочерняя компания госкорпорации «Ростех», владеет аэродромом Раменское - прим. Агентства «Москва») Владимир Власов. Также он рассказал о развитии экспериментальной и гражданской авиации в Раменском, о мерах по развитию транспортной доступности аэропорта и инвестициях в проект.
Агентство «Москва»: Владимир Юрьевич, какова будет расчетная мощность международного аэропорта Раменское, максимальная нагрузка рейсов в день?
В.Власов: Если говорить о пропускной способности ВПП (взлетно-посадочная полоса – прим. Агентства «Москва»), то сегодня она оценивается в 7-10 самолетов в час. После проведения реконструкции рулежной дорожки она возрастет в два раза. Но расчетная мощность аэропорта или пропускная способность определяется многими составляющими и может быть ограничена различными причинами: характеристиками ВПП, пропускной способностью терминалов, количеством мест стоянок воздушных судов, ограничениями по воздушному движению, по транспортной доступности и так далее.
Мы стремимся обеспечить развитие по всем направлениям: строим терминалы и места стоянок, улучшаем транспортную доступность. В 2016 г. аэропорт сможет обслуживать до 1,8 млн пассажиров в год. В 2017 г. будет построен второй пассажирский терминал с пропускной способностью до 6 млн пассажиров в год. В 2019 г. первый пассажирский терминал будет расширен и сможет также пропускать до 6 млн пассажиров. Таким образом, пропускная способность аэропорта увеличится до 12 млн пассажиров в год. Аэропорт также сможет обрабатывать от 40 тыс. тонн груза.
А.М.: Как можно будет совмещать на базе нового аэропорта Раменское регулярные полеты с испытательными? Как правило, развитие экспериментальной авиации не выгодно частным инвесторам. Каким образом планируется развивать экспериментальную авиацию в Раменском?
В.В.: В совмещении регулярных полетов с испытательными нет ничего необычного. На базе Airbus в Тулузе производятся все необходимые испытательные работы, связанные с авиастроением, и при этом осуществляются пассажирские и грузовые авиаперевозки, работает бизнес-авиация, а также расположен музей авиации. Там же действует центр технического обслуживания авиационной техники. Можно также упомянуть испытательную базу Bombardier и BellHelicopterв Монреале. Там присутствует медицинская авиация, бизнес-авиация и авиация общего назначения, есть складские и логистические центры, происходит техническое обслуживание. В Атлантик-Сити в США находится Научно-исследовательский центр авиационной администрации США, там проходит сертификация и испытания воздушных судов. Там же присутствует авиация общего назначения, осуществляются грузовые перевозки, проходит авиашоу, находятся центры обслуживания воздушных судов. Можно также привести в качестве примера Китайский международный авиационный выставочный центр в г. Чжухай, где не только находится Национальный авиационный центр Китая, но и осуществляются пассажирские и грузовые перевозки, ремонт и обслуживание воздушных судов.
Целесообразность создания нового международного аэропорта на базе аэродрома экспериментальной авиации Раменское связана с необходимостью достижения двух целей. С одной стороны, это поможет более эффективно распределить нагрузку на рынке пассажирских и грузовых авиаперевозок московского авиаузла (МАУ). Согласно прогнозам, к 2020 г. даже с учетом развития и расширения других аэропортов дефицит возможностей пропускной способности составит около 10 млн пассажиров. С другой стороны, за счет более эффективного использования существующей уникальной наземной инфраструктуры аэродрома будет обеспечено снижение себестоимости летного часа при проведении испытательных полетов.
Благодаря доходам от обслуживания трех видов авиации – экспериментальной, государственной и гражданской, Раменское сможет предложить более низкие ставки сборов за взлетно-посадочные операции, создав условия для эффективного развития низкобюджетного сегмента авиации. Это выгодно отличает его от других аэропортов МАУ. Мы ориентированы приблизительно на 10% рынка.
Правительство РФ в течение последних лет уделяет большое внимание вопросу снижения тарифов на авиаперевозки и стимулирует спрос на внутренние авиаперевозки за счет субсидирования. Так, в 2014 г. сумма субсидирования составит 4,2 млрд руб. Учитывая, что аэропортовые сборы составляют более 20% в структуре тарифа на перевозку, появление на рынке аэропорта, способного предложить услуги по более низким ставкам тарифов и сборов, является крайне востребованным и актуальным. При этом ставка сбора за взлет-посадку на аэродроме Раменское составляет 210 руб. за тонну максимальной взлетной массы, что существенно выше, чем в других аэропортах МАУ, где она составляет около 166 руб. за тонну максимальной взлетной массы.
Анализ целевых рынков и выполненный на его основе прогноз доходов от обслуживания операций взлета и посадки на новом аэропорте показывает, что получаемый ОАО «ЛИИ им. М.М.Громова» дополнительный доход уже к 2020 г. позволит покрыть 55% расходов на проведение экспериментальных полетов. Создание международного аэропорта на базе аэродрома Раменское также обеспечит ОАО «ЛИИ им М.М.Громова» стабильные доходы от обслуживания взлетно-посадочных операций, что прямо скажется на снижении стоимости летного часа испытательных полетов новой авиационной техники, создаваемой предприятиями ОАО «Объединенная авиационная корпорация». Уже к 2020 г. стоимость летного часа можно снизить вдвое.
Вкладывая средства в создание гражданского аэропорта, грузового терминала, различной инфраструктуры и коммерческих объектов, инвестор косвенно способствует и развитию испытательной работы, ведь соответствующая инфраструктура будет использоваться и экспериментальной авиацией. Аэропорт создается не вопреки, а в поддержку научно-исследовательской работы, его строительство является частью комплекса мероприятий в рамках реализации указа президента «О создании Национального центра авиастроения».
А.М.: Правда ли что полоса аэродрома ЛИИ им. Громова «работает» лишь в одну сторону, и может ли это стать препятствием к развитию аэропорта?
В.В.: Это не совсем так. Схемы движения основной взлетно-посадочной полосы полностью сохранены. Преимущественное направление, используемое ЛИИ им. Громова действительно одно – с востока и на восток. Но причина этого лежит в экономической плоскости: при текущем уровне загруженности это проще и дешевле. Все оборудование действует и, при необходимости, полоса используется в двух направлениях. Основная взлетно-посадочная полоса аэродрома является самой длинной не только в России, но и в Европе (5,4 тыс. м - прим. Агентства «Москва»), размеры ее рабочей части для взлета и посадки в двух направлениях составляют более 4,5 км в длину и 70 м в ширину. ВПП с одного курса оборудована радиотехническим и светосигнальным оборудованием, соответствующим категории II ИКАО (Международная организация гражданской авиации - прим. Агентства «Москва»). В ближайших планах оснащение таким оборудованием и другого направления посадки. Его установка предусматривается действующей федеральной целевой программой.
Вторая ВПП имеет рабочую длину для взлета и посадки в двух направлениях 2,6 тыс. м, но находится в стадии реконструкции и используется в настоящее время только для руления и стоянки. Состояние бетонного покрытия позволяет осуществлять эксплуатацию, но требуется обновление радиотехнических и светотехнических средств, что также предусматривается действующими программами. После этого полоса может быть использована при возникновении такой необходимости.
В рамках осуществления мероприятий по увеличению количества взлетно-посадочных операций и, как следствие, увеличению пропускной способности аэропорта, на 2015-2016 гг. также запланированы мероприятия по реконструкции магистральной рулежной дорожки длиной 5,15 тыс. м, расположенной параллельно оси основной ВПП. Таким образом, инвестиционный проект обновления аэропортового комплекса Раменское, вместе с мерами государственной поддержки, оказываемой Летно-исследовательскому институту, смогут обеспечить развитие существующей инфраструктуры аэродрома до уровня полнофункционального аэропортового комплекса МАУ.
А.М.: Проводились ли консультации с властями по поводу развития аэродрома Раменское?
В.В.: Вопросами развития аэродрома Раменское занимается рабочая группа под председательством зампреда правительства РФ Дмитрия Рогозина. В состав комиссии входят представители Минпроторг, Минтранс, ОАК («Объединенная авиастроительная корпорация»), Ростех, ЦАГИ, ФСБ, МВД, ФСТЭК и других ведомств. Одним из результатов стала подготовка перечня поручений, в рамках которого была проведена научно-исследовательская работа по разработке бизнес-плана развития международного аэропорта Раменское. Данная работа сопровождалась сбором необходимой для экспертного анализа информации, подготовкой запросов и интервью со всеми находящимися в периметре аэродрома предприятиями. Был проведен ряд совместных совещаний с ОАО «ЛИИ им. М.М.Громова», на которых было принято решение о создании рабочей группы для координации взаимодействия всех заинтересованных сторон.
А.М.: Почему именно компания AviaSolutionsGroup выбрана в качестве партнера проекта?
В.В.: AviaSolutionsGroup достаточно известная в сфере авиационного бизнеса компания. Ее акционером, в частности, является Норвежский государственный пенсионный фонд, что говорит о высоком уровне доверия к работе ее специалистов. Компания занимается предоставлением комплексных решений в области авиационных услуг, обладает всеми необходимыми знаниями и опытом для организации эффективного управления и эксплуатации объектов аэропортовой деятельности, в том числе для технического обслуживания воздушных судов. AviaSolutionsGroup и ее дочерние структуры действуют на территории Европы, стран СНГ и Азиатско-Тихоокеанского региона. Представительства группы открыты в Литве, Великобритании, Польше, Италии, России и Малайзии.
Компания вошла в инвестиционный проект Раменское, одержав победу в конкурсе, в котором также принимало участие ОАО «Аэропорт Толмачево», входящее в холдинг «Новапорт». AviaSolutionsGroup предложила более привлекательный по эффективности и доходности проект. В частности, выплата дивидендов для ТВК «Россия» начнется уже с первого года работы аэропорта – в 2016 г.
А.М.: Как будет решаться вопрос транспортной доступности аэропорта?
В.В.: Вопрос транспортной доступности аэропорта, разумеется, является одним из ключевых. Его решению уделяется большое внимание. Подписаны меморандумы о сотрудничестве с правительством Московской области и с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК). Благодаря реализации этих соглашений, уже на первом этапе развития время в пути от Казанского вокзала до аэропорта Раменское будет занимать не более 55 минут. Предполагается, что пригородные скоростные поезда «Спутник», осуществляющие движение по маршруту Казанский вокзал–Раменское, начнут делать остановку на платформе «Отдых», время в пути будет составлять 40 минут. От платформы до аэропорта будет налажено регулярное автобусное сообщение. Причем интервал движения «Спутника» увеличится, поезда будут ходить с 6:00 до 00:30. Автобусы будут ходить с 5:30 до 01:30 с такой же частотой, что и поезда, в автобусе нужно будет проехать 15 минут. Билеты на поезд и автобус будут едиными, а зарегистрироваться на рейс и сдать багаж можно будет прямо на Казанском вокзале.
Платформа «Отдых» будет реконструирована, определенные изменения произойдут и с улично-дорожной сетью в Жуковском. В частности, появятся выделенные полосы движения общественного транспорта от ж/д платформы до аэропорта. Планируется расширение до четырех полос автомобильной дороги, которая ведет к аэропорту Раменское (ул. Наркомвод). На последующем этапе развития – в 2017-2018 гг.– предполагается создание отдельной железнодорожной ветки экспресс-сообщения, которая напрямую свяжет аэропорт со столицей.
А.М.: Какова инвестиционная структура проекта? Сколько он будет стоить и какую часть из этой суммы выделит государство?
В.В.: Для реализации инвестиционного договора, заключенного Ростехом в лице «Транспортно-выставочного комплекса «Россия» и AviaSolutionsGroup (ASG) через ОАО «АвиаСолюшенсГруп–АэропортсМенеджмент» создано совместное предприятие – открытое акционерное общество «РампортАэро». В этом предприятии 25% плюс одна акция принадлежат ТВК «Россия», 75% минус одна акция – компании «АвиаСолюшенсГруп–АэропортсМенеджмент». Уставный капитал общества составляет 1,33 млрд руб. Инвестиции со стороны российской компании – это земельные участки и объекты недвижимости на сумму более 300 млн руб. Литовские партнеры вкладывают 1 млрд руб. В целом инвестиции в проект составят 10,2 млрд руб. Основная часть – 8,3 млрд руб. – это привлеченные средства. Соответственно, никаких бюджетных ассигнований на реализацию проекта не потребуется.