Одна из ключевых задач в решении транспортной проблемы Москвы – грамотная и своевременная реконструкция морально и технологически устаревших развязок на Московской кольцевой автомобильной дороге (МКАД).
Выступая 29 октября 2014 г. в Мосгордуме с докладом о результатах деятельности правительства Москвы и основных параметрах проекта бюджета города на 2015-2017 гг., Сергей Собянин сказал: «Приоритетами 2014-2017 гг. являются завершение реконструкции вылетных магистралей, формирование новых хордовых трасс, реконструкция МКАД и дорожной сети «новой» Москвы. В Москву войдет новая федеральная трасса, дублер Ленинградского шоссе от аэропорта Шереметьево до Бусиновской развязки. Также мы ожидаем, что Росавтодор завершит реконструкцию главных участков большинства федеральных трасс за МКАДом».
Концепция реконструкции развязок МКАД изложена на сайте столичного стройкомплекса. Основные тезисы:
Главная проблема МКАД - не ширина проезжей части, а развязки клеверного типа, которых большинство. Они хорошо справляются с небольшим количеством автомобилей, но если транспортный поток увеличивается, имеют свойство «самозапираться»: когда блокируется один въезд, практически сразу «встают» все остальные. Строительство направленных съездов, которое сейчас ведет стройкомплекс Москвы в рамках реконструкции клеверных развязок на МКАД, - одно из эффективных решений по увеличению пропускной способности кольцевой автодороги. Именно направленные съезды эффективнее всего справляются с плотным автомобильным трафиком на пересечении магистралей.
В период 2013-2015 гг. в столице планируется реконструировать 12 действующих развязок на пересечениях МКАД с основными магистралями, чтобы разгрузить эти напряженные транспортные узлы. Впоследствии все развязки на кольцевой подвергнутся глобальной мощной реконструкции, за исключением тех, которые имеют конструкцию направленных съездов (например, развязки, построенные на пересечении с Ярославским и Новорижским шоссе).
Тем не менее, реконструкция кольцевой автодороги должна быть комплексной, поэтому специалисты стройкомплекса разрабатывают проект планировки МКАД, который предполагает строительство боковых проездов. В ближайшие пять лет планируется построить 187 км боковых проездов вдоль МКАД.
Они необходимы, чтобы все съезды и заезды на развязки не мешали основному потоку транспорта, движущемуся по магистрали. В разрабатываемый проект планировки включены мероприятия по строительству боковых дублеров и реконструкции клеверных развязок.
Причины автомобильных заторов на МКАД:
Ежегодно растущий уровень автомобилизации
Многочисленные торговые и деловые центры
Самозапирающиеся развязки клеверного типа
Дефицит полос на въездах и выездах из Москвы
Проект реконструкции:
Реконструкция развязок предполагает на объектах типа «клеверный лист» строительство направленных съездов для увеличения скорости движения транспорта. Планируется построить дублеры у всех крупных торговых и офисных объектов - дополнительные боковые проезды шириной от 2 до 4 полос с разворотными эстакадами. Появятся полосы для торможения и разгона на участках МКАД, где расположены кафе, заправки или станции техобслуживания. На тех участках, где количество полос на въезд и выезд из города неодинаково, для баланса будут оборудованы дополнительные полосы.
Результат:
Общее оздоровление дорожной ситуации
Рост скорости движения транспортного потока
Уменьшение заторов на развязках
С первых дней работы в Москве команды С.Собянина городские власти начали планомерную работу по оптимизации транспортных потоков и инфраструктуры в районе МКАД и на МКАД:
10 апреля 2011 г. С.Собянин в программе «Местное время. Вести-Москва. Неделя в городе» телеканала «Россия-1» «МКАД сегодня себя исчерпала по разным причинам. В первую очередь за счет того, то она зажата со всех сторон новыми стройками, торговыми центрами, жильем и, по сути, превратилась во внутригородскую дорогу. Это первое. Второе. Развязки, которые существуют сегодня на МКАД, не удовлетворяют совершенно тем потребностям, которые есть, той интенсивности дорожного движения, которая есть. И третье — это огромное количество фур, грузовиков, которые идут по МКАД, они насчитывают около 50% всего грузового потока. В общей сложности мы предполагаем, что будет построено в перспективе по протяженности такое количество километров, сколько сегодня есть в МКАД — около 100 км. Это в основном дороги, которые являются дублерами МКАД и обеспечивают подъезды к жилым массивам, торговым центрам, либо делают некие объездные пути, для того чтобы разгрузить саму МКАД. И плюс, конечно, улучшение развязок».
«…там есть целый ряд вещевых рынков. Вы знаете, один мы уже закрыли в этом году, и будем продолжать дальше, чтобы на месте сегодняшних торговых вещевых рынков, которые непосредственно примыкают к МКАД, все-таки чтобы либо появлялась цивилизованная торговля, либо, возможно, заезды, стоянки машин, подъезды».
06 июля 2011 г. Рабочая встреча В.Путина и С.Собянина
«В.Путин: У вас значительные планы, я видел, по реконструкции МКАД. Как в этом отношении что-нибудь происходит?
С.Собянин: Мы в этом году заканчиваем предпроектные работы по МКАД и всем вылетным магистралям… Мы, конечно, не будем строить какие-то дорогостоящие объекты. В том числе и МКАД — это не означает, что мы просто еще один МКАД построим. Мы там какие-то развязки улучшим, где-то — объезды, где-то — карманы, заезды для торговых центров и так далее, — так, чтобы МКАД нормально начал функционировать. Сегодня она практически превратилась внутри в такую городскую дорогу, потеряв свое функциональное назначение транзитной магистрали».
27 сентября 2012 г. заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам градостроительной политики Марат Хуснуллин: «Важными задачами правительства столицы остаются увеличение пропускной способности вылетных магистралей на 25%, а также развязок с МКАД, расширение МКАД и связующих дорог между районами».
23.01.2013 Руководитель департамента строительства Москвы Андрей Бочкарев: «…все устаревшие развязки вылетных магистралей с МКАД в виде клеверного листа будут реконструированы и перестроены в развязки с направленными съездами. Но, к сожалению, подступы к МКАД с обеих сторон очень сильно застроены, что существенно затрудняет его реконструкцию. Быстрых решений здесь нет. Фактически проблемными являются все его участки, где построены крупные торговые центры. МКАД, создававшаяся как транзитная трасса, связывающая разные районы города, превратилась в торговую улицу, куда приезжает народу в пять раз больше, чем она способна пропустить. Так что вопрос расширения МКАД, который периодически поднимается, очень тяжелый. А в отдельных местах дорогу расширить и вовсе невозможно».
21 августа 2013 г. Как отметил в ходе пресс-конференции А.Бочкарев, власти города не планируют создавать единый проект по реконструкции МКАД и разыгрывать его на аукционе единым лотом. По его словам, Московская кольцевая автодорога будет реконструироваться участками.
Мэрия Москвы не будет расширять всю МКАД из-за чересчур плотной застройки и большого количества торговых центров. До 2015 г. основной акцент сделают на реконструкции развязок МКАД с вылетными магистралями – на эти цели выделено более 32 млрд руб. При этом часть объектов, примыкающих к рынкам и торговым центрам, будет построена на деньги инвесторов.
О перспективах развития МКАД рассказал глава департамента строительства Москвы А.Бочкарев. «Существуют уже сложившиеся территориально-географические ограничения: территория вокруг МКАД застроена, – заявил чиновник. – И строить там новые дороги по крышам торговых центров будет затруднительно. Освобождение территории будет связано с большими финансовыми затратами». По словам А.Бочкарева, по этой же причине власти решили не строить дублеры МКАД, а ограничиться новыми улицами, которые свяжут между собой районы, примыкающие к кольцевой дороге.
16 сентября 2014 г. М.Хуснуллин в интервью «Известиям»: «большинство из 186 съездов, примыкающих к внешней стороне МКАД, не соответствуют нормативным требованиям».
…
- Ведется детальное обследование каждого съезда, по каждому прорабатываются различные варианты технических решений. И по каждому съезду решение будет приниматься индивидуально, - продолжает чиновник. - Есть, например, такие съезды, которые технически не поддаются реконструкции, их 20-30. Возможно, их придется закрыть. Но чтобы при этом торговые центры или другие объекты, к которыми они «ведут» с МКАД, не оказались «отрезанными» от кольцевой дороги, нужно построить разгонные полосы и новые съезды. И мы хотим предложить бизнесменам принять участие в их строительстве. Причем крупные инвесторы в этом заинтересованы сами, потому что для них это - дополнительный приток покупателей.
06 августа 2014 г. Транспортные развязки на 20 км Московской кольцевой автодороги напротив торгового центра «Вегас» и на пересечении МКАД с улицей Верхние Поля планируется построить за счет средств инвесторов, заявил заместитель мэра М.Хуснуллин. По его словам, в стадии обсуждения с инвесторами также находится строительство автодороги в районе многофункционального центра «Крокус-Сити». Заммэра напомнил, что сегодня в Москве ведется строительство семи новых развязок на МКАД - с Мичуринским и Ленинским проспектами, Дмитровским шоссе, Волгоградкой, Каширкой и Можайкой, а также Бусиновской развязки, которую финансирует Росавтодор. «Четыре из них - развязки с Волгоградским и Мичуринским проспектами и с Дмитровским и Можайским шоссе - будут сданы до конца этого года», - сообщил М.Хуснуллин в интервью агентству «РИА Новости».
На 7% увеличилась скорость движения потока на МКАД по итогам I полугодия 2014 г. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года - этого удалось добиться после введения ограничения движения грузового транспорта в пределах Московской кольцевой автодороги.
Вместе с тем, за последний год дорожные детекторы зафиксировали до 70% роста грузового траффика на МКАД в ночное время, тогда как в дневное время количество большегрузов на магистрали существенно не изменилось - около 17 тыс. грузовиков. Таким образом, на фоне общего роста числа грузовиков происходит их перераспределение по времени суток. Это было бы невозможно без введения ограничений - большая часть дополнительного потока грузовиков перемещалась бы по МКАД днем, что усугубило бы дорожную ситуацию на МКАД. Благодаря введению ограничений горожане не почувствовали увеличения грузового трафика: осложнения ситуации на дорогах Москвы удалось избежать. (информация с сайта ЦОДД[/b])
Посещение С.Собяниным строящихся и реконструированных развязок на МКАД в сентябре-октябре 2014 г. (по сообщениям СМИ):
• 2 сентября 2014 г. - С.Собянин открыл движение по реконструированной транспортной развязке на пересечении МКАД и Волгоградского проспекта. За время реконструкции было построено более 6,5 км дорог. Пропускная способность после реконструкции вырастет на 30%.
• 15 сентября 2014 г. - С.Собянин и М.Хуснуллин проинспектировали ход выполнения работ по реконструкции транспортной развязки на пересечении Ленинского проспекта с МКАД. Ее планируется завершить осенью 2015 г. Здесь будет построено около 16 км дорог, 2 км эстакад и тоннелей.
• 29 сентября 2014 г. - С.Собянин посетил строительство транспортной развязки на пересечении Каширского шоссе и МКАД. Предполагается, что пропускная способность Каширского шоссе, после открытия движения по развязке увеличится на 20-25%, а также существенно снизится загруженность прилегающего участка МКАД.
• 16 октября 2014 г. - В присутствии С.Собянина открыты очередные объекты реконструкции развязки Можайского шоссе и МКАД — эстакада на съезде № 2, путепровод № 1 над МКАД и дублер № 1. Длина эстакады - 723 м, длина съезда — 280 м, длина путепровода — 97,5 м. Длина дублера № 1— 840 м. Общая длина открытых участков дорог составляет 1,9 км. Запуск движения по эстакаде увеличит пропускную способность Можайской развязки на 20-25%.
• 21 октября 2014 г. - С.Собянин открыл новую эстакаду на развязке Мичуринского проспекта и МКАД. Как отметил мэр, строители сдали объект на два месяца раньше запланированного срока (декабрь 2014 г.). Длина эстакады составила 761 м. Она увеличит пропускную способность Мичуринской развязки на 20-25%. Ранее в течение 2014 г. была открыта эстакада № 3 а также путепроводы № 2 и 4. Всего в рамках реконструкции развязки будет построено 11 км дорог.
• 27 октября 2014 г. - С.Собянин открыл движение по новой транзитной эстакаде на Дмитровском шоссе за МКАД в районе деревни Виноградово. «Помимо этой магистрали строятся еще два объекта. Это развязка на МКАД, которая, я надеюсь, в следующем году также будет закончена», — добавил С.Собянин.
О кольцевых автодорогах и обходах в некоторых российских городах:
• Кольцевая автомобильная дорога вокруг Санкт-Петербурга. Общая протяженность КАД достигает 116,75 км, а с учетом участка, проходящего по гребню комплекса защитных сооружений Петербурга от наводнений, – 142,15 км. На трассе предусмотрено 26 развязок, сооружено 106 мостов, путепроводов, эстакад и тоннелей. Строительство КАД началось в 2001 г. В 2008 г. было открыто движение по восточному полукольцу трассы. Общая стоимость строительства Кольцевой автодороги оценивается в 136 млрд руб.
• Обход города Омска (ОКАД). Сейчас функционирует Южный обход, входящий в состав федеральной трассы Р254 «Иртыш» (бывшая М51) Челябинск-Омск-Новосибирск. Протяженность Южного обхода — 56,6 км. Строительство ОКАД началось в 1980-х гг., Южный обход был введен в эксплуатацию в 1992 г. в составе участка федеральной трассы, после этого по причине отсутствия финансирования новых участков ОКАД построено не было. В феврале 2013 г. начато строительство участка Западного обхода протяженностью 18,5 км, который соединит трассы Р254 и Р402 «Тюмень-Омск» и сформирует полукольцо вокруг Омска с запада и юга.
• Екатеринбургская кольцевая автодорога (ЕКАД). Нынешняя протяженность - 58,6 км. Проектная протяженность - 94,3 км. Дорогами федерального и областного значения, радиально выходящими из города, ЕКАД разделена на шесть участков. Строится с 1994 г., проектное окончание строительства - 2016 г.
• Обход Ростова-на-Дону – проект кольцевой объездной дороги. На сегодняшний день реализуется только его часть – Северный обход, еще одна часть – Южный обход – существует только в проекте, но сроки его реализации не установлены, остальная часть еще не запроектирована.
• Обход Сочи (СКАД) пролегает по Хостинскому, Центральному и Лазаревскому районам города Сочи. Сокращает время транзитного движения, обходя центральную часть Сочи. Является составляющей федеральной трассы М27.