Компания-оператор Wi-Fi в московском метро «МаксимаТелеком» создаст приложение, которое сможет автоматически собирать данные о работе беспроводной сети в метро. Об этом, а также о том, как в ближайшее время изменится портал vmet.ro и как работает Wi-Fi в метрополитене в интервью Агентству городских новостей «Москва» рассказал глава компании «МаксимаТелеком» Борис Вольпе.
Агентство «Москва» (А.М.): Расскажите, почему взялись за проект оборудования беспроводным интернетом московского метрополитена?
Борис Вольпе (Б.П.): Идея сделать в Москве Wi-Fi в подвижном составе метрополитена началась, конечно, не с нас. Она, как известно, принадлежит мэру Москвы Сергею Семеновичу Собянину. Он давно хотел, чтобы в Москве было много того, чего нет вообще ни в одной мировой столице. Москва этого заслуживает. Мэр, как известно, достаточно технически продвинутый, он хорошо ориентируется в инновациях, и еще в 2012 г. правительство Москвы и департамент транспорта объявили конкурс на создание такой технологии. Но почему-то рынок на эту технологию не откликнулся. Если честно, мы не планировали тогда участвовать.
Но сама идея в нас стала резонировать, потому что у нас были некие перспективные технологии, которые, как мы считали, что могут «заиграть». Мы спокойно эти технологии разрабатывали и пилотировали сами на себя, тихонечко. Вместе с тем мы стали прорабатывать и бизнес-часть, модель монетизации, потому что город, естественно, хотел, чтобы исполнитель проекта сделал его за свои средства. Город не платил никогда за этот проект и ничего не платит сейчас. Это, в принципе, нормальная политика, потому что город представляет бизнесу возможность что-то сделать, возможность на этом заработать, и тем самым бизнес должен позаботиться о том, чтобы модель была жизнеспособна, чтобы уровень затрат был разумный, чтобы качество было такое, чтобы самому было приятно этим управлять. Мне кажется, это абсолютно современный подход, который получает все большее распространение.
И когда в 2013 г. конкурс снова объявили, мы, как «МаксимаТелеком», отправились туда во всеоружии. До этого нам удалось провести пилотный проект на ограниченных участках трассы, посмотреть, как это работает. Конечно, это был лишь пилотный проект, но этот «пилот» нас убедил, что мы действительно способны развернуть такую технологию в промышленном масштабе.
А.М.: На какой срок вы заключили контракт с московским метрополитеном?
Б.П.: Мы частный российский стартап, который стартовал в 2013 г., и нам посчастливилось выиграть этот конкурс, в начале августа 2013 г. мы заключили договор с метрополитеном сроком на 15 лет с правом продления, и для нас сразу же время пошло быстрее. Потому что этот проект, безусловно, вызов. Вызов технологический, проектный, командный. Технологический – потому что совершенно никто в мире до нас этого не делал. До сих пор никто этого не только не сделал, но и не пытается. Во всем мире нет метрополитена, кроме Москвы, где бы Wi-Fi был в поездах, циркулирующих под землей.
А.М.: С какими техническими сложностями вы столкнулись при строительстве сети Wi-Fi?
Б.П.: Нам надо было сконструировать огромную сеть. Wi-Fi в метро доставляется с помощью сложнейшей гетерогенной сети, и совершенно понятно, что прежде чем что-либо строить в метрополитене, надо иметь проект. Проект тоже требовал фактического обследования всех тоннелей по всей длине, потому что тоннель является непростым объектом для строительства кабельной инфраструктуры систем связи. Он имеет трехмерную структуру, залегает на разных глубинах. Обследование можно вести только ночью, в так называемое «ремонтное окно», когда там не осуществляется движение поездов.
Мы выполняли стройку поточным методом по пусковым комплексам, что предусмотрено договором с метрополитеном. Мы проектировали ядро сети, потом линию, затем утверждали проект и начинали строить, а затем проектировали следующую. В таком режиме мы опробовали Каховскую линию метро еще в августе 2013 г. Линия не очень большой протяженности, тем не менее, это был наш первый маленький успех, который нас окрылил, и к сентябрю, ко Дню города 2013 г., Wi-Fi начал работать на этой линии. К январю 2014 г. мы запустили Кольцевую линию, а потом поточным образом запускали остальные.
По договору мы должны были сдать сеть в конце 2014 г, но мы сдали ее даже раньше - 1 декабря 2014 г. Wi-Fi начал работать на всех линиях метро. Мы оснастили весь подвижной состав, а это пять с лишним тысяч вагонов.
Это был экстремальный проект, который имеет огромный масштаб, колоссальную техническую сложность, очень жесткие сроки по времени. Проект предусматривает достаточно высокие материальные штрафы в сторону заказчика в случае неадекватного качества связи услуги. Качество измеряется, пока оно всех устраивает, хотя те или иные нарекания бывают, но, опять-таки, сеть необычайно сложная. И работа ведется, чтобы эту сеть окончательно стабилизировать.
А.М.: Столкнулись ли вы с какими-либо проблемами при реализации проекта обязательной идентификации пользователей?
Б.П.: Это то, что мы не предвидели и не могли разумно предвидеть. Когда мы начинали этот проект, ничего не предвещало такого поворота. Потом вышло постановление правительства и нам пришлось в том числе и эту систему разработать, поскольку оказалось, что мы одни из крупнейших, если не крупнейшая Wi-Fi сеть в стране. Мы разработали эффективную, удобную, на мой взгляд, надежную, конфиденциальную систему идентификации пользователей по мобильным телефонам.
Мы не собираем никаких персональных данных, мы не смотрим никаких паспортов и т.д. Более того, напомню, что департамент информационных технологий проводил опрос в «Активном гражданине» и практически 74% москвичей высказались за то, что идентификация пользователей через мобильный телефон удобна, конфиденциальна и не создает никаких рисков. На мой взгляд, а я активный пользователь метрополитена, идентификация никак не изменила сделанное нами. Появляется страница, я нажимаю кнопочку – труд не велик, и попадаю в сеть. У нас идентификацию можно пройти один раз и больше ее проходить не надо. Кроме того, на каждого абонента (на один телефонный номер - прим. Агентства «Москва») можно подключить до трех устройств.
Учитывая большое количество вопросов, я хотел бы снова уточнить вопрос о получении SMS с номером для прохождения идентификации. Да, действительно, у нас пока мобильная связь ограничена в метрополитене, надеюсь, что когда-нибудь она там будет. Первая сессия после направления SMS на номер телефона вам предоставляется свободно. Вы можете находиться в сети пока вы не получили код и ссылку для подтверждения. Мы сделали все, чтобы абонентам было удобно, в рамках действующего законодательства.
Достаточно обширное было обсуждение обязательной идентификации в социальных сетях, но люди у нас разумные – есть закон, и люди понимают, что не «МаксимаТелеком» его ввела. И я не думаю, что кто-то отказался от услуги только потому, что надо один раз в жизни вписать свой номер мобильного телефона, который мы, кстати, никак не используем, а просто храним в защищенном виде. Мы его не изучаем, не исследуем, не посылаем никаких рекламных SMS и т.д. Мы используем эту вещь только согласно постановлению правительства.
А.М.: Расскажите, как технологически работает Wi-Fi?
Б.В.: Вдоль всех линий метрополитена протянут оптоволоконный кабель, вдоль которого с определенным шагом стоят так называемые базовые станции. Базовая станция - это приемник-передатчик малой мощности. Его задача - синхронизировать сигнал по радиоканалу. В каждом поезде на головном и хвостовом вагоне попарно установлены такие «плавниковые антенны», и когда состав движется в тоннеле или стоит на станции, он постоянно коммуницирует с базовой станцией.
Ноу-хау в том, что поезд, двигаясь постоянно, передается между базовыми станциями, и в каждый конкретный момент он говорит сразу с двумя базовыми станциями, а это значит, что сигнал равномерный и мы можем обеспечить те самые 50 Мбит/с, которые мы городу должны по договору обеспечить, но сейчас мы раздаем на подвижной состав даже в два раза больше – до 100 Мбит/с.
На первый взгляд, все достаточно просто, но в жизни все сложнее, потому что традиционно сети обычно не включают в себя мобильные передвигающиеся сети. Здесь принципиально другая история – каждый состав образует движущуюся подсеть, которая, с одной стороны, движется, а с другой - является все же замкнутой сетью, которой надо управлять. И самая деликатная вещь в том, что составы переформируются – приходят новые вагоны взамен старых, особенно это касается старых составов. И нам предстояло решить одну из самых сложных задач – как сделать так, чтобы при переформировке состава эта подсеть снова образовывала единую сеть, находила сама себя, идентифицировала себя в сети и начинала свой разговор с базовыми станциями и узлами связи? Это одно из принципиальных ноу-хау, и одна из самых больших проблем, которые мы смогли решить.
А.М.: К вам обращаются за помощью или советом представители регионов, которые хотят, например, сделать такую же систему в своих городах?
Б.В.: Да, со стороны городов, имеющих метрополитен, и в Российской Федерации, и не только, проявляется очень активный интерес. Например, недавно к нам приезжала делегация из Сингапура. Наличие такого проекта в Москве и в транспортной отрасли, и в отрасли телекоммуникаций, и в отрасли интернета, вызывает вполне серьезный интерес.
А.М.: Насколько нам известно, в перегоне от станции «Тропарево» до «Юго-Западной», который открылся в прошлом году, Wi-Fi пока нет. Когда вы планируете его подключить?
Б.В.: Мы работаем над «Тропарево» и еще несколькими станциями, которые были сданы в эксплуатацию в конце прошлого года. Мы должны по договору обеспечивать весь метрополитен, и по новым станциям, введенным в прошлом году, мы сейчас ведем проектные работы. Я думаю, что весной этого года мы начнем там стройку. Стройка идет быстро, и в этом году мы обеспечим все эти станции Wi-Fi. Сейчас мы ведем переговоры с метрополитеном, чтобы сразу встраивать наши сети в проекты новых станций. Это позволит городу запускать станцию, на которой сразу же есть Wi-Fi. Но пока есть некие отраслевые барьеры, которые мы пытаемся преодолеть.
А.М.: Мы все с нетерпением ждем запуска в мае трех поездов со сквозным проходом. Как проходит проектная работа по внедрению Wi-Fi в этих поездах и в чем особенность системы на составах такого типа?
Б.В.: Работа эта, безусловно, идет, мы обследовали состав, согласуем работу и с метрополитеном и с изготовителем состава, а в данном случае им является завод «Метровагонмаш». По условиям договора, мы имеем право оборудовать состав только после того, как он будет принят в эксплуатацию. Сам процесс оборудования состава - это для нас хорошо отработанная техника, и мы можем оборудовать весь состав за 10-12 часовую смену. За прошлый год мы оборудовали в рамках проекта 650 с лишним составов - это почти два состава в сутки. Технически для нас этот состав мало отличается от других. Состав со сквозным проходом сделан на платформе «Оки», там нет перегородок, и это делает нашу работу даже еще проще.
А.М.: Готовитесь ли вы к строительству Третьего пересадочного контура - там же вам тоже придется делать Wi-Fi?
Б.В.: По Третьему пересадочному контуру у нас, я думаю, будет отдельное обсуждение работы с метрополитеном. Прежде всего, нам надо будет расширить действие нашего договора на ТПК. Пока контур не находится в той стадии, чтобы можно было начинать там работы по прокладке Wi-Fi, но по итогам мы будем действовать так же, как на строящихся станциях - по готовности мы будем протягивать сеть.
А.М.: Планировали ли вы участвовать в конкурсах по оснащению сетью интернет парков Москвы, электричек, наземного транспорта и т.п.?
Б.В.: Весь прошлый год мы были полностью сконцентрированы на проекте Wi-Fi в метро. У нас есть некоторые проекты, которые мы начинаем делать, но я не хочу о них пока говорить, потому что я всегда привык говорить о сделанном. У нас есть проекты в работе, есть проекты в разработке. Сделаем - расскажем.
А.М.: Рассматривался ли вопрос о том, чтобы интегрировать Wi-Fi в общественной среде Москвы с Wi-Fi в метрополитене, чтобы можно было людям не переключаться между сетью, выходя из метро на улицу, к примеру?
Б.В.: Это одна из очень интересных идей. Она сейчас обсуждается. Мы сейчас, помимо прочего, решаем вопрос о том, как монетизировать общественные сети. Построить общественную сеть очень дорого, поддерживать ее тоже недешево, и все это порождает определенные затраты - соответственно, все надо окупать. Мы сейчас порталом vmet.ro решаем вопрос окупаемости таких сетей, и, готов сказать, что мы очень далеко продвинулись в этом вопросе. Поэтому идея использовать наш портал или наш опыт в этой области достаточно популярна. Будет ли это один портал или портал с несколькими версиями - об этом еще рано говорить, но компетенция у нас есть и идея, которая звучит от вас - правильная, потому как если разные люди говорят об одной и той же идее, это верный признак того, что эта идея будет востребована. Мы готовы, в принципе, помочь на эту тему. Вопрос в том, как это будет окупаться, если, например, сеть в парках будет бесплатной.
А.М.: Но в метрополитене же как-то окупается?
Б.В.: Метрополитен - это уникальный объект. В метрополитене людям, по большому счету, заняться нечем. Я могу судить по себе - я среднестатистический пассажир метрополитена, я еду в одну сторону 22 минуты каждый день. За это время я могу многое сделать в интернете, да и альтернатив у меня практически нет. Это создает возможности для монетизации, потому что целый ряд сервисов - и интернет-коммерция, и подписочная коммерция (книги, журналы, игры, приложения) востребованы. Люди покупают что-то в интернет-магазине, скачивают книги, смотрят новости и т.п. Насколько эта модель поведения будет работать в парке - я не знаю. Это требует изучения.
А.М.: Сколько в целом стоил проект по оснащению метрополитена Wi-Fi?
Б.В.: Проект стоит около двух млрд руб. В эту сумму заложен проект с начала его работы до сегодняшнего дня - когда есть работающая сеть. Он изначально был забюджетирован в таких масштабах, мы четко следуем своей финансовой модели, не перерасходовали денег.
А.М.: А что насчет новых строящихся станций, они же тоже не бесплатно оснащаются?
Б.В.: Новые станции не будут создавать каких-то мегазатрат, тем более, у нас есть финансовая модель на 15 лет. Да, потом придется что-то инвестировать, но мы уже что-то зарабатываем.
А.М.: Расскажите о сайте vmet.ro, какие нововведения планируются в ближайшее время?
Б.В.: Весной этого года мы будем запускать совсем новую версию портала, мы работаем над этим круглосуточно. Портал будет подстраиваться под каждого абонента. Сколько их будет - два миллиона или восемь - он будет свой для каждого пассажира, он будет персонализирован. Кроме того, у каждого будет свой личный кабинет. Нам важно, чтобы человек имел возможность с портала делать финансовые транзакции всех видов, привязывать мобильные кошельки, банковские карты и т.д. Мы сейчас ведем переговоры с провайдерами финансовых услуг. Кроме того, планируется, что портал может получить новое название и логотип, но сроки этой работы пока не установлены.
А.М.: Будете ли вы убирать кнопку «Вход» для автоматической активации пользователя в сети Wi-Fi?
Б.В.: Это вопрос, который нам придется решать с городом. Мы готовы и технически мы можем это сделать. Но у нас очень много противоречивых отзывов на эту тему. Одни пассажиры говорят «Давайте сделаем автоматическое подключение к сети», другие, наоборот, категорически против: «Я хочу сам авторизовывать свой девайс каждый раз. Это мое право - авторизоваться или нет. Это публичная сеть и я категорически против». И количество таких сообщений нас очень удивило. Поэтому мы сейчас в некой задумчивости. Единого решения нет, а если есть множество людей, которые против этого введения, может лучше его и не делать.
А.М.: Вы рассказывали, что пользователи сайта обращаются к вам с просьбами о введении новых рубрик на сайт. Каких, например?
Б.В.: Гороскоп будет 100% на портале 2.0, мы сейчас над этим работаем. Гороскоп - это большая идея, есть еще масса идей поменьше, мы их все бережно аккумулируем, потому что никто не поможет сделать сервис так хорошо, как те, кто его использует. У нас есть линия обратной связи, мы очень внимательно собираем все, что туда приходит, я сам туда подключен и читаю каждое сообщение. И в новой версии сайта будет очень много из того, что рекомендуют пользователи.
А.М.: Помимо гороскопов, что еще просят пользователи?
Б.В.: Многие просят конкретные типы новостей - новости вообще очень востребованы. Многие просят новости по теме lifestyle, люди хотят больше знать про Москву, больше иметь возможностей навигации по Москве - рестораны, кафе, музеи, зоопарки и т.п. Люди хотят больше полнотекстных новостей, люди больше хотят интернет-магазинов. Мы, кстати, совместно с Wikimart запустили партнерский проект, он работает всего пару недель, и покупки активно идут. Также не так давно начали сотрудничество с «КупиКупон». Пассажиры метро покупают много купонов: 60% - рестораны, 34% - развлечения и отдых, 3% - услуги и 2% - товары. Кроме того, люди просят, чтобы мы выкладывали приложения по нашим наиболее востребованным сервисам. Один из таких сервисов мы с компанией Zed организовали - сделали приложение для покупки билетов под названием «Кинополитен». После этого продажи билетов выросли в 7-8 раз.
А.М.: Вы обещали создать приложение, с помощью которого можно будет отправлять сообщения в ваш контактный центр о сбоях в работе Wi-Fi. Продвигается ли работа над этим приложением?
Б.В.: Сейчас мы ведем работу над этим сервисом. Причем приложение можно будет использовать как для сообщений пользователей о неполадках в работе Wi-Fi на определенных линиях метро и в вагонах поездов, так и для автоматического анализа работы услуги. Приложение будет само собирать и присылать нам данные о работе сети. Если при подключении к сети у вас возникли какие-то проблемы, приложение само сообщит нам об этом, как только появится доступ к сети. Работать сервис будет на всех популярных мобильных видах мобильных платформ. У нас и сейчас есть службы сбора пожеланий, просто нет приложения. И к нам и сейчас обращаются граждане с сообщениями о сбоях. Сеть - технический объект, поэтому бывают те или иные неполадки, и у нас есть служба, которая их устраняет, в этом нет ничего необычного.
А.М.: Вы рассказывали на одной из пресс-конференций, что есть линии, жалобы на работу Wi-Fi на которых поступают чаще. С чем это связано?
Б.В.: Есть линии, где сложнее добиться целевого качества связи. Это линии, которые имеют наземные и подземные участки, это линии, которые чисто технологически сделаны с перерывами питания. Когда поезд движется по линии, он снимает высокое напряжение с контактного рельса – там 800 Вольт. С точки зрения требований проектирования метрополитена, этот контактный рельс иногда, на некоторых линиях, имеет перерывы. Такой эффект, например, есть на Калининской линии. Это определенным образом воздействует на работу сети, и там от нас требуются более сложные технические решения и более деликатная поддержка. Стоит нам ослабить внимание, есть угроза, что качество связи на таких линиях ухудшится, но пока оно, слава богу, не ухудшается. Нас измеряет метрополитен, нас измеряют другие городские службы, сами граждане – вся наша работа на виду.
А.М.: Сколько человек в день пользуются Wi-Fi в метро?
Б.В.: У нас сейчас в день больше миллиона уникальных пользователей, больше двух миллионов поездок в будний день, в ходе которых они подключаются к сети Wi-Fi. Сейчас идентификацию каждый день проходит в среднем несколько десятков тысяч пассажиров. Среднестатистический пользователь Wi-Fi в метро - это человек в возрасте 24-26 лет, владелец iPhone, интересующийся технологиями, шоппингом и новостями. Самые популярные сайты среди пользователей - Одноклассники, ВКонтакте, Яндекс, Google и др.
А.М.: Так сколько же людей могут одновременно выйти в сеть из одного вагона?
Б.В.: Есть определенная емкость канала, она рассчитана на то, чтобы максимальное разумное количество людей, которые физически могут влезть в вагон, получили по сессии. Я не сталкивался с тем, чтобы кому-то не хватило. Причем мы будем увеличивать емкость канала с 10 Гбит/с до 17 Гбит/с, но мы и сейчас не подходили к тому пику, чтобы людям не хватало Wi-Fi. Wi-Fi есть и его хватит всем.