В ближайшее время на некоторых магистралях появятся дополнительные полосы, которые удалось организовать за счет сужения полос до 3,25 м. О том, как повлияет на дорожную ситуацию введение этих полос, об ограничениях скорости на данных участках дороги, а также о том, сколько новых парковочных мест появится в центре Москвы, и о том, можно ли сохранить на улице двустороннее движение и при этом организовать парковочные места, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Марине Ведяшкиной рассказал заместитель руководителя ГКУ «Центр организации дорожного движения» Александр Поляков.
Марина Ведяшкина (М.В.): Александр, весной руководитель департамента транспорта Максим Ликсутов рассказал, что планируется сузить полосы на нескольких магистралях Москвы. Данную инициативу поддержали эксперты МАДИ (Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета). На каких магистралях планируется сузить полосы и когда это произойдет?
Александр Поляков (А.П.): Есть несколько участков, где мы планируем сузить ширину полос до 3,25 м и тем самым добавить дополнительную полосу для движения. Таким образом мы планируем изменить организацию дорожного движения на участке Волоколамского шоссе - от ул. Курчатова до ул. Пехотная. Кроме того, мы провели соцопрос, который показал, что в часы пик 71% горожан пользуются общественным транспортом. Добавление дополнительной полосы для движения на некоторых участках магистралей позволит организовать выделенные полосы для общественного транспорта, чтобы наземный транспорт мог быстрее перевозить пассажиров. Мы добавим полосу по направлению в область, чтобы в вечерний час пик люди могли быстрее добраться до дома.
Также у нас есть планы переразметить участок Ленинского проспекта - от проспекта Вернадского до МКАД, чтобы организовать там дополнительную полосу в сторону области. Кроме того, мы рассматриваем Варшавское и Каширское шоссе, но там есть узкие проблемные места, такие как мостовые сооружения, тоннели, где возникают проблемы с переразметкой. В некоторых ситуациях мы можем провести локальную реконструкцию, если нам не хватает места. Но в районе мостов и тоннелей мы ограничены существующими габаритами, поэтому этот вопрос мы еще обсуждаем.
Вместе с тем, мы планируем сузить полосы на ул. Русаковская. Реализация мероприятий была запланирована на летний период, часть уже сейчас реализована.
М.В.: Почему Вы решили добавить полосу в сторону области, а не в сторону центра? В утренний час пик затруднения возникают именно по направлению в центр.
А.П.: Если увеличить количество полос в центр, то получится, что люди будут с большой скоростью попадать в транспортный затор. Такую ситуацию мы наблюдаем, например, на Северянинском путепроводе. Там место концентрации дорожно-транспортных происшествий, оно образуется за счет сужения дороги и большого количества перестроений транспорта, а это все приводит к транспортным заторам. Мы предлагаем вводить дополнительные полосы именно в сторону области. С утра люди более организованно планируют себе поездку, в отличие от вечера, когда все уже устали и побыстрее хотят попасть домой.
М.В.: Насколько заметен будет эффект от введения этой дополнительной полосы? Сколько времени она позволит сэкономить?
А.П.: Это существенно увеличит пропускную способность. По нашим подсчетам благодаря дополнительной полосе люди будут доезжать до дома на 30% быстрее. В итоге получится разное количество полос – по направлению в область будет на одну полосу больше, чем по направлению в центр.
М.В.: Безопасны ли эти изменения? Будет ли снижена допустимая скорость на участках, где планируется сужение полос?
А.П.: Все зависит по большей части от поведения водителей. Если люди будут соблюдать правила дорожного движения, количество аварий не увеличится. Эксперты МАДИ поддержали эту инициативу при условии снижения скоростного режима до 60 км/ч. Существует понятие «динамической ширины»: дело в том, что когда ты едешь быстро, тебе нужно, чтобы полоса была шире, потому что ты можешь за доли секунды пересечь границы дорожной разметки.
М.В.: То есть, решение о снижении скорости на участках, где будут сужены полосы, уже принято?
А.П.: Мы сейчас прорабатываем этот вопрос. Каждый отдельный участок мы будем согласовывать. Вместе с тем, в местах сужения полос необходимо снижать скорость до 60 км/ч, а как мы знаем, на большинстве участков в городе у нас и так такая скорость, поэтому не везде понадобится снижение скорости.
М.В.: В прошлом году в Москве проходил эксперимент с диагональными пешеходными переходами. Как проявила себя диагональная «зебра», и стоит ли ждать массового появления таких переходов?
А.П.: Мы подготовили критерии по диагональным пешеходным переходам. Кроме того, мы прописали, как должна выглядеть и нанесена разметка. Вместе с тем, мы разработали определенные требования безопасности: длина диагонали перехода, отсутствие физических препятствий, геометрические параметры перекрестка, отсутствие ДТП, связанных с наездом на пешеходов на данном перекрестке, уровень загруженности.
М.В.: ЦОДД создал специальную транспортную модель, с помощью которой будут разрабатываться решения, направленные на повышение связности улично-дорожной сети. Сейчас в Москве довольно большой коэффициент перепробега, какие решения принимаются для улучшения ситуации?
А.П.: Коэффициент перепробега в Москве составляет, в среднем, около 1,5; на окраинах он достигает 1,8. Это значит, что люди добираются от точки А до точки Б в 1,5 раза дольше, чем если прокладывать путь по «воздушному расстоянию». На Западе этот показатель составляет 1,2. Это означает, что там люди тратят меньше времени в пробках, меньше изнашивают автомобиль.
Мы уже сформировали предложения по увеличению связности, которые предполагают осуществление дорожно-мостового строительства, открытие незаконно закрытых проездов и изменение организации дорожного движения. С помощью разработанной транспортной модели московской агломерации мы можем более точно определять коэффициент связности районов и находить лучшие решения для увеличения связности. Предлагаемый механизм позволит выбирать наиболее оптимальные мероприятия дорожно-мостового строительства и определять приоритетность реализации проектов.
М.В.: Какого среднего коэффициента реально добиться в Москве?
А.П.: Все зависит от того, сколько денег в это вкладывать. Сейчас на повестке дня открытие пяти проездов, по ним уже проведены все натурные обследования, посчитан социально-экономический эффект, он значительный. Префектуры, органы местного самоуправления и жители поддерживают открытие этих проездов, так как они улучшат связность в районах. Для того, чтобы открыть проезды, каждый из них необходимо дополнительно обустроить, эти работы сейчас планируются и согласовываются в профильных ведомствах, это займет некоторое время. В этом году мы планируем открыть проезды между 2-м Вязовским проездом и ул. Окская, между дублером Волгоградского проспекта и ул. Шоссейная, между ул. 16-я Парковая и Проектируемым проездом №5126, между ул. Амурская и ул. Тагильская. Отсутствие необходимых связок на улично-дорожной сети города приводит к значительным перепробегам и загрузкам основных магистралей ввиду отсутствия альтернативных маршрутов объезда, а открытие дополнительных проездов позволяет увеличить межрайонную связность и разгрузить прилегающие улицы.
М.В.: Вы сказали, что ЦОДД также просчитывает эффект от дорожно-мостового строительства.
А.П.: Мы, например, включили в Адресно-инвестиционную программу два путепровода через железнодорожные пути. Путепровод через железную дорогу от ул. Менжинского до ул. Дудинка, сейчас коэффициент перепробега на этом участке составляет 22. Путепровод от ул. Хачатуряна до Проектируемого проезда № 2236, там коэффициент перепробега достигает 9. По этим двум проектам в 2016-2017 гг. будут проведены проектно-изыскательские работы. Строительство этих путепроводов позволит снизить нагрузку на магистрали. Также уже реализовано предложение департамента транспорта: строительство путепровода, соединяющего ул. Фестивальная и ул. Талдомская. Коэффициент перепробега на данном участке равнялся 20.
М.В.: ЦОДД продолжает работу по организации парковочных мест на улично-дорожной сети. На каких улицах появятся дополнительные парковочные места?
А.П.: Введение одностороннего движения позволяет организовать парковку по двум сторонам дороги. В зоне платной парковки может появиться около 150 дополнительных парковочных мест за счет введения одностороннего движения. На сайте ГКУ ЦОДД мы информируем горожан об изменении организации дорожного движения на конкретных улицах. На некоторых улицах мы постараемся сохранить двустороннее движение и при этом организовать там парковку за счет сужения полос до 3,25 м. Там, где ширина дороги 9 м, мы будем оставлять двустороннее движение и постараемся сделать парковочные места. Это действительно очень важно. Если есть возможность сохранить двустороннее движение, мы будем стараться это делать. Жители могут обратиться к нам с предложением. Если ширина полосы по всей длине составляет 9 м, то мы можем рассмотреть возможность введения двустороннего движения и организации парковочного пространства. Сейчас в центре города стало цивилизованнее, интенсивность движения снизилась, ездить стало легче и комфортнее.