Общественная организация «Столичное объединение врачей» планирует организовать «Суд чести» для урегулирования конфликтов между врачами, например, таких, как нашумевшая драка между детским стоматологом с главврачом в одной из столичных поликлиник. Об этом, а также о том, как будут бороться с «профессиональными жалобщиками», о помощи врачам-пенсионерам, а также о разработке «Профессионального кодекса медицинской этики» в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Марине Юршиной рассказал председатель общественной организации «Столичное объединение врачей» Шамиль Гайнулин.
Марина Юршина (М.Ю.): Шамиль Мухтарович, «Столичное объединение врачей» было зарегистрировано четыре месяца назад, в апреле 2015 г. Скажите, пожалуйста, сколько врачей уже вступило в его ряды?
Шамиль Гайнулин (Ш.Г.): Процесс вступления только начался, цифра уже солидная, потому что она объединяет самых активных и ответственных специалистов. Мы не так давно начали объезжать лечебные учреждения с рассказом о нашей организации, посетили десять крупнейших объединений. Я думаю, к концу года будет около пяти тыс. человек. Мы объедем каждую больницу, каждый амбулаторный центр – люди будут четко понимать, для чего мы их собираем. В первую очередь, это защита наших профессиональных интересов.
М.Ю.: Одна из заявленных целей объединения - профессиональная экспертиза документов, регулирующих профессиональную деятельность врачей. Вы уже работаете над какими-то проектами?
Ш.Г.: Конечно. 22 мая мы вступили в Национальную медицинскую палату, и в ее составе можем работать с документами Минздрава. Мы постоянно получаем на экспертизу документы, буквально на днях получили несколько. Например, предложенный сейчас к рассмотрению проект порядка оказания медпомощи взрослому населению при заболеваниях глаз. И вот уже в 36-ю больницу мы отправили этот документ, офтальмологи сейчас его посмотрят и с учетом своего опыта дадут ответ. Еще из последних - это внесение изменений в федеральный закон №323 об аккредитации специалистов.
М.Ю.: Какие-то есть уже представления о том, как это будет происходить?
Ш.Г.: Я пока могу сказать только одно: с 1 января 2016 г. в России эта система будет внедрена, но для этого надо менять закон: аккредитации никогда раньше не было в Российской Федерации, поэтому сейчас идет обсуждение с ведущими специалистами. До 3 сентября мы должны представить свое заключение, обобщать предложения будет Минздрав.
М.Ю.: А есть какие-то документы, на которые Вы уже направили свои рекомендации?
Ш.Г.: Конечно. Это и программа госгарантий по бесплатному медицинскому обеспечению граждан на 2016, 20017 и 2018 гг. Мы дали свое заключение - мы не согласны с тем, что в программе госгарантий уже утверждаются денежные показатели по оказанию медицинской помощи по профилям, в целом и по подушевому финансированию в поликлиниках. А мы считаем, что там должна быть обязательно реплика – или в виде сноски, или в виде скобки: «С учетом финансовых возможностей регионов Российской Федерации». Нельзя для всех ставить одинаковую цифру, это неправильно. В Москве например она должна быть меньше, потому что мы можем удешевить услугу за счет ее массового оказания, у нас оборот другой на медицинскую технику. Например, наш аппарат МРТ в день «смотрит» 12 пациентов, а есть аппараты в лечебных учреждениях, на которых смотрят только пять, следовательно, за 12 пациентов услуга становится дешевле. Поэтому цифры надо выверять, мы об этом написали.
М.Ю.: При создании «Столичного объединения врачей» были заявлены очень масштабные и интересные задачи. Может быть, еще что-то уже удалось реализовать?
Ш.Г.: Первое и очень важное - мы составили объективное представление о проблемах лечащих врачей. Объезжая столичные клиники, встречаясь с коллективами, где мы разъясняем уставные цели нашего объединения, мы одновременно от них слышим то, что их беспокоит. В первую очередь их беспокоят вопросы одноканального финансирования здравоохранения. Люди боятся и не до конца понимают особенности этого финансирования. Существует страх недофинансирования нашими собственными силами содержания лечебных учреждений – технического состояния, ремонта, реставрации. Это все по новому закону находится в тарифах ОМС. Сейчас мы общаемся, накапливаем информацию и впоследствии обязательно представим ее на обсуждение руководству городского здравоохранения.
М.Ю.: Что вы предлагаете с этим сделать?
Ш.Г.: Нельзя отказываться от бюджетных вливаний со стороны субъектов Российской Федерации, в нашем случае - это Москва, тем более, что мэрия имеет возможность вкладывать деньги в бюджет больниц. Мы говорим не о перечислениях средств в Московский городской фонд ОМС (МГ ФОМС), а о целевой помощи больницам - на текущий ремонт, на техническое поддержание больницы, противопожарную безопасность. На все это тратятся огромные средства. Врачи боятся, что мы начнем все средства тратить на заработную плату, на закупку лекарственных препаратов, на поддержание в техническом состоянии медоборудования – и уже не сможем делать текущий ремонт, у нас начнется обветшание больниц, что скажется на имидже лечебной организации.
М.Ю.: Одна из задач – разработка «Профессионального кодекса по медицинской этике». Что это?
Ш.Г.: Его еще предстоит разрабатывать. Сейчас заметно падают нравы, и мы должны заниматься воспитанием нового поколения врачей. Не будет орган власти этим заниматься, только мы сами, профессиональная среда. Это вопросы этики, чтобы врачи могли культурно общаться со своими коллегами, с пациентами, работать над своей культурой. В будущем даже хотим сделать комиссию по урегулированию конфликтов, суд чести: будем разбирать в своем сообществе вопиющие случаи. Например, такие как драка врача-детского стоматолога с главврачом-женщиной. Врачи - это особые люди, а особенно детские врачи. Но как же упали нравы, что педиатры начали драться. Мы уже сейчас работаем совместно с департаментом здравоохранения над созданием кодекса, кроме того, уже подавали предложения в Национальную медицинскую палату.
М.Ю.: Насколько я знаю, планируется вводить институт наставников?
Ш.Г.: Да, мы участвуем уже в этой работе, одна из наших задач - это совместная работа с высшими образовательными медицинскими учреждениями по созданию института наставников. Мы уже дали предложение в департамент здравоохранения Москвы, и там этим занимаются. Я, например, предложил именами известных профессоров называть клиники в московских больницах. Например, клиника академика Савельева в Первой градской больнице – московские врачи ее между собой так и называют, потому что там всю жизнь проработал Виктор Сергеевич Савельев – гениальный хирург, величайший профессионал, по его учебникам мы все учились хирургии, и он вырастил целую плеяду профессионалов. Или в первом мединституте знаменитая клиника Тареева, где из поколения в поколение выпускают только высококлассных врачей. Для профессоров это признание - профессор, чтобы увековечить свое имя, будет стараться, и это повышение имиджа врачей по большому счету.
М.Ю.: Будет ли сообщество оказывать какую-либо помощь врачам, попавшим в тяжелые жизненные ситуации?
Ш.Г.: Мы хотим создать совет старейшин городского здравоохранения – эти люди в нашей общественной организации будут заниматься адресной помощью одиноким врачам-пенсионерам. Хотим создать фонд поддержки для них. Денежная помощь в первую очередь, за счет наших членских взносов и спонсорскую помощь - например, в плане покупки дорогостоящих препаратов, которые не входят в перечень жизненно важных, в плане оказания платной медицинской помощи.
М.Ю.: Это касается только одиноких пенсионеров?
Ш.Г.: Да, мы решили, что только одинокие пенсионеры. А сколько у нас одиноких женщин-врачей, которые не сумели создать семью, когда, например, терапевт приемного покоя 30 лет отработала сутками, и ей некогда было собой заниматься – вот этих людей будем находить и им помогать обязательно.
М.Ю.: Вот Вы про драку врачей упомянули. Там неоднозначная ситуация. Может ли сообщество помогать врачам по юридическим вопросам?
Ш.Г.: Мы уже организовали общественную приемную по юридической поддержке врачей. В планах даже не юридическая, а адвокатская приемная, чтобы там принимал адвокат «Столичного объединения врачей». Мы сейчас ищем адвоката, специализирующего на медицинских вопросах, хотим создать при нашем сообществе секцию медицинских юристов.
М.Ю.: Какими вопросами они будут заниматься?
Ш.Г.: Защищать врачей во время судебного преследования. Например, защита от «профессиональных жалобщиков». Это целая когорта пациентов, в каждом лечебном учреждении знают своих «профессиональных жалобщиков». Год из году заваливают жалобами здравоохранение, но, когда им предлагают сменить это плохое лечебное учреждение – не уходят. Это говорит о чем? Что люди марают честь врачей необоснованно, не учитывают старания врачей им помочь, считают, что все должно быть только для них, в ущерб всем остальным пациентам, требуют то, что им не могут сделать в первичном звене, на первичном уровне.
М.Ю.: А цель жалоб? Компенсация?
Ш.Г.: Цель жалоб реализовать себя только через это. Тогда к ним выезжают комиссии, они получают письменные объяснения от врачей, в обстановке нервности эти врачи начинают срываться на других пациентов, – они за этим наблюдают и получают психологическое удовлетворение.
М.Ю.: А каким образом можно защитить врача от этого?
Ш.Г.: Мы будем обращаться к прессе, мы будем называть их фамилии, мы их опубликуем на нашем сайте, создадим черный список таких пациентов. Мы общественная организация, мы можем и будем об этом говорить.
М.Ю.: Это поможет?
Ш.Г.: Обязательно. Как минимум эти врачи получат поддержку от нас. В Москве это впервые будет реализовано. «Профессиональные жалобщики» появились во всех регионах, но столько, сколько их в нашем городе, нет нигде.
М.Ю.: А с пациентскими сообществами Вы будете взаимодействовать?
Ш.Г.: Да, обязательно, мы уже начали с ними знакомиться. Уже общались с сообществом больных сахарным диабетом, гемофилией, с панкреатическим обществом больных. Это нужно для того, чтобы мы могли с ними иметь прямой контакт, чтобы они говорили нам о своих проблемах. Я думаю, что в первую очередь, помимо лекарственного обеспечения, это будет проблема взаимоотношения пациентов с врачами. Впоследствии мы будем заключать с ними соглашения о сотрудничестве, чтобы собирать на общественной площадке врачей-профессионалов и руководителей пациентской организации. Увидите, результат будет сразу. Раньше никогда не было такой площадки для общения, и мы ее создали. Мы делаем все для того, чтобы «Столичное объединение врачей» стало самой открытой и деятельной общественной организацией медиков.