По предварительным подсчетам аналитической службы Ассоциации туроператоров России (АТОР), число туристов, чьи планы на отдых нарушила или сорвала отмена чартеров «Вим-Авиа», превысило 30 тыс. Об этом сообщили АТОР.
«За прошедший месяц с начала проблем у «Вим-Авиа», согласно агрегированным данным туроператоров, продающих туры с включенной чартерной перевозкой этой авиакомпании, были нарушены или сорваны планы на отдых более 30 тыс. российских граждан. Так как «Вим-Авиаа» де-факто не восстановила свою чартерную программу с 15 июня, как обещала ранее, а некоторые цепочки отменены вплоть до конца сезона, потенциально под угрозой находятся туры еще более 50-70 тыс. россиян (исходя из глубины продаж туров по направлениям, по которым авиакомпания отменила рейсы)», - говорится в сообщении.
Подчеркивается, что на данный момент компания отменяет чартерные рейсы, билеты на которые приобретались пассажирами в подавляющем большинстве случаев в составе турпакетов, сформированных туроператорами. Наиболее острая ситуация сложилась с Сочи и Симферополем. «Вим-Авиа» полностью отменила рейсы из регионов, запланированные до октября 2017 г.
Уточняется, что полностью сняты полетные программы в Сочи из Москвы (ежедневно), Уфы (один раз в неделю), Казани (два раза в неделю) и Екатеринбурга (три раза в неделю). Отменены чартерные программы в Симферополь из Москвы (ежедневно), Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга (по два раза в неделю). Емкость каждого из отмененных рейсов на этих направлениях – 150/220 кресел. Из зарубежных направлений полностью отменены рейсы «ВИМ-Авиа» в Анталью из Москвы (1,5 тыс. кресел в неделю) и Санкт-Петербурга (750 кресел в неделю), а также из Москвы в Варну (120 кресел в неделю) и в Ларнаку (280 кресел в неделю). На некоторых направлениях туроператоры оперативно и за свой счет находят варианты замены, не ущемляющие права туристов.
По оценкам экспертов авиаотрасли, для сохранения рейсов и туров необходимо выделение для выполнения отмененных «Вим-Авиа» рейсов как минимум двух самолетов емкостью 150-220 кресел. Отмечается, что при их наличии туроператоры готовы предложить рабочие схемы их использования, что позволит решить проблемы, в первую очередь, с загрузкой российских курортов.
В ассоциации отметили, что в Минтрансе уже рассматривают вариант привлечения иностранных перевозчиков для решения проблем.
«По мнению туроператоров, ситуация требует извлечения уроков и кардинального решения вопроса о мере ответственности авиакомпании за срыв своих обязательств как перевозчика перед туристами и перед туроператорами, как ее коммерческими партнерами. Ситуация, когда все риски, как юридические, так и финансовые, созданные перевозчиком, де-факто перекладываются на туроператоров, как ответственных за турпродукт, не может не оказывать негативного влияния на рынок. Фактически, полагают некоторые эксперты, речь может и должна зайти о необходимости формировании чартерными авиаперевозчиками, которые планируют вести соответствующую деятельность в России, аналогов резервных фондов персональной ответственности, которые существуют у туроператоров», - подчеркнули в АТОРе.
Вечером 28 мая 2017 г. в СМИ появилась информация о задержках рейсов авиакомпании «Вим-Авиа» в международном аэропорту Домодедово. По сообщениям компании, около 20 чартерных рейсов были задержаны. Позже Московская межрегиональная транспортная прокуратура сообщила, что 29 мая в Домодедово задержано и отменено 27 авиарейсов.
Затем, 5 июня, на сайте авиакомпании появилась информация об отмене вплоть до середины октября 2017 г. части рейсов из Москвы и других городов в Сочи, Бургас (Болгария), Анталью (Турция), Энфиду (Тунис) и другие. Как заявил председатель комитета по транспорту ассоциации «Объединение туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь» Дмитрий Горин, Российские туроператоры начали перебронировать рейсы и возвращать деньги клиентам, купившим турпакеты с отмененными чартерными рейсами авиакомпании. При этом «Вим-Авиа» обещала выполнить обязательства по возвращению домой уже отправленных на курорты туристов.