Российские железные дороги во время чемпионата мира по футболу планируют бесплатно перевезти более 440 тыс. болельщиков в 728 дополнительных поездах. В транспортном обслуживании турнира будет задействован 31 вокзал, из них девять находятся в Москве, включая вокзалы пригородного сообщения. О том, как будут работать столичные вокзалы во время ЧМ-2018 и какие услуги железнодорожники готовы оказать гостям турнира, в интервью старшему корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Елене Демиденко рассказал начальник службы организации обслуживания на вокзалах Дирекции железнодорожных вокзалов ОАО «РЖД» Александр Клинцов.
Елена Демиденко (Е.Д.): Сколько вокзалов Москвы будет реально задействовано в обслуживании ЧМ-2018? На какие из них придется наибольший пассажиропоток?
Александр Клинцов (А.К.): Готовы все девять вокзалов. Да, безусловно, у нас есть Белорусский, Киевский и Павелецкий вокзалы, куда помимо пассажиров поездов дальнего следования, на аэроэкспрессе прибывают люди, прилетевшие авиатранспортом. Есть Казанский вокзал, который будет провожать и встречать бесплатные поезда почти в половину городов ЧМ-2018: Саранск, Казань, Самару, Ростов и Адлер. И возьмем Рижский и Савеловский вокзалы - на первый почти не прибывают поезда дальнего следования, а на второй - вообще не прибывают. Основной их профиль - пригородное сообщение. Но с Рижского вокзала ходят электропоезда в сторону платформы «Тушино» близ которой располагается стадион «Спартак», а это арена чемпионата. На Савеловский будут приезжать наши болельщики, которые живут в Московской области. Да, главная нагрузка придется на семь наших столичных объектов, на них нам потребуется помощь волонтеров. Но подчеркну еще раз - все девять вокзалов Москвы готовы встречать болельщиков футбольного первенства.
Е.Д.: Вы упомянули о том, что на Казанский вокзал придется огромная нагрузка - он примет основной поток болельщиков. Но ведь с него же отправляются на юг почти все курортные, в том числе и детские поезда. Как будет обеспечиваться безопасность простых пассажиров? Предусмотрена ли возможность разведения болельщиков противоборствующих сборных по разным залам ожидания?
А.К.: Поддержание правопорядка на объекте транспорта - это зона ответственности сотрудников правоохранительных и силовых структур. Мы готовы оказать им все необходимое содействие. Если говорить про Казанский вокзал, то у нас есть помещения, находящиеся вне основных потоков, где могут разместиться группы детей, отправляющихся на отдых. Есть залы ожидания, где могут раздельно дожидаться своего поезда болельщики разных команд. И если полиции потребуются отдельные помещения, мы их выделим.
Е.Д.: А вы сами будете принимать какие-то меры безопасности на столичных вокзалах на период ЧМ-2018?
А.К.: Будут выставлены дополнительные посты охраны и досмотровые зоны. Увеличение пунктов входного контроля как раз необходимо для безопасности, чтобы распределить потоки, избежать скученности. Мы будем организовывать максимально возможное количество входов и выходов на объектах. Все они будут оборудованы и интроскопами, и рамками металлодетекторов, и другим необходимым оборудованием.
Е.Д.: А сколько в среднем будет дополнительных входов в вокзалы? Насколько это скажется на пропускной способности?
А.К.: Все зависит от объекта. Сейчас на Белорусском вокзале, к примеру, работает шесть досмотровых проходов. А во время чемпионата их будет десять. Больше там разместить невозможно. В среднем одна досмотровая зона сможет обслуживать 500 человек в час. Так на Белорусском вокзале проходимость через досмотровые зоны сможет достигнуть 5 тыс. человек в час. На Казанском вокзале мы рассчитываем увеличить количество зон входного контроля до 20. То есть этот объект сможет принять до 10 тыс. человек в час. Будут открыты двери со стороны ул. Новорязанская и первого перрона дальнего следования.
Е.Д.: А как сотрудники досмотра будут объяснять иноязычному пассажиру, что от него требуется?
А.К.: Наш досмотр мало чем отличается от досмотра в аэропорту. Тем не менее, вся информация по досмотру на вокзалах и правилах поведения будет направлена в посольства стран, чьи сборные вышли в финальную часть чемпионата мира. Дополнительно мы выпустим памятки на русском и на английском языках - они будут и раздаваться на вокзалах и будут направлены через дипломатические ведомства. Возможно, будут дополнительные объявления на русском и английском языках по громкой связи - этот вопрос сейчас прорабатывается. Также в зоне досмотровых зон будут работать волонтеры со знанием иностранных языков. Да и наши сотрудники прошли специальное обучение, они обладают базовым уровнем знания английского языка.
Е.Д.: А будут ли перед ЧМ-2018 изменены схемы передвижения и входа пассажиров на вокзалы, как это было в прошлом году перед Кубком Конфедераций?
А.К.: Давайте рассмотрим повокзально. На Белорусском, Казанском, Павелецком, Рижском, Савеловском и Ярославском изменений не будет. По Киевскому вокзалу пока рассматривается схема, которая была во время КК-2017: пассажирам пригородного сообщения, возможно, придется заходить через розовый зал и кассы пригорода. Прямой вход с ул. Киевская мы вероятнее всего закроем. На Курском вокзале однозначно будет применяться схема КК-2017: из тоннеля от ул. Казакова на платформу попасть не получится, только через вокзал и досмотр. С платформы в тоннель пройти можно будет. Подчеркну, что это изменения временные, только под ЧМ-2018. На Ленинградском вокзале тоже будет применяться схема КК-2017. Мы закрываем турникетный павильон, который ведет от платформ пригородного сообщения к поездам дальнего следования. Будет закрыт третий турникетный павильон и прямой выход на первую платформу. Таким образом, проход пассажиров к любым поездам дальнего следования будет осуществляться только через досмотровые павильоны. Данные требования предъявляют нам сотрудники правопорядка, и мы обязаны их выполнять. Естественно, что обо всех изменениях мы заблаговременно известим пассажиров по всем возможным каналам.
Е.Д.: А какие-то новые услуги или сервисы для болельщиков будут вводиться на вокзалах на время футбольного турнира?
А.К.: Давайте оговорим сразу - все перевозимые болельщики и клиентские группы для нас в первую очередь пассажиры. Подходы и технологии обслуживания если и будут меняться, то незначительно. Будут не новые услуги, а видоизмененные традиционные, доступные любому нашему пассажиру. К примеру, в кассовых залах вокзалов будет выделено по два окна, которые будут обслуживать только болельщиков, отправляющихся на бесплатных поездах ЧМ-2018. Вкратце напомню процесс получения билета на бесплатный поезд: после приобретения билета на матч и оформления паспорта болельщика (FAN-ID) нужно зарегистрироваться на специальном сайте Транспортной дирекции ЧМ-2018 и там забронировать билет на поезд. После чего болельщику на адрес электронной почты, указанный при регистрации, придет подтверждение о бронировании. Опыт проведения КК-2017 показал, что не все так просто, возникают нештатные ситуации, которые необходимо решать на месте. Люди могут и опоздать на свой рейс, и забыть какие-то документы - нужно переоформлять билеты на следующий поезд. Для этого и будут выделены отдельные кассы для болельщиков. Новый функционал будет у наших уже привычных информационных стоек. Мы будем их использовать как вокзальные информационные центры, где сосредоточится вся необходимая информация.
Е.Д.: Что болельщики там смогут узнать?
А.К.: Это будут welcome-стойки. Информацию на них можно будет получить как на русском, так и на английском языке. Они будут располагаться в таких местах, откуда будут видны людям, входящим в вокзальный комплекс. Там будет сосредоточен наш фронт-лайн персонал. На этих стойках людей сориентируют на вокзале, в городе, дадут справку по маршрутам, в том числе и городского транспорта, при необходимости помогут вызвать такси. Будут на них дежурить и сотрудники Федеральной пассажирской компании - они дадут информацию о поездах и маршрутах дальнего следования. На информационных стойках будут работать и волонтеры.
Е.Д.: Из каких организаций будут присутствовать добровольные помощники на столичных вокзалах?
А.К.: Как и в прошлом году, это будут волонтеры из городской организации «Мосволонтер». Также стоит отметить, что АНО «Транспортная дирекция-2018» проводит набор временного персонала для работы на ЖД вокзалах. Сотрудники дирекции будут помогать тем болельщикам, кто планирует воспользоваться бесплатными поездами.
Е.Д.: Для того, чтобы человек мог кому-то грамотно и точно подсказать маршрут, он сам должен хорошо знать объект. Вы будете проводить какие-то сборы?
А.К.: Все волонтеры, которые будут закреплены за нашими объектами, обязательно пройдут обучение, побывают на ознакомительных экскурсиях. Начальники вокзалов их будут вводить в курс дела, показывать территорию. Это обучение пройдет примерно в мае.
Е.Д.: Сотрудники вокзалов будут присутствовать только на информационных стойках?
А.К.: Они будут везде. И не только в форменной одежде, но и в специальных зеленых жилетах с логотипом РЖД. Такие работники будут находиться на маршрутах движения пассажиров для того, чтобы подсказывать дорогу и ориентировать пассажиров. Они смогут изъясняться на английском языке, но на всякий случай мы закупим планшеты с предустановленным программным обеспечением, позволяющим переводить с любого языка в режиме реального времени. Такие устройства будут применяться в случаях, если пассажир не говорит ни на русском, ни на английском.
Е.Д.: А навигация на вокзалах будет изменена перед ЧМ-2018?
А.К.: Да, у нас будут новые указатели, выполненные в фирменных цветах ОАО «РЖД». Информация будет на двух языках: русском и английском. По содержанию - направления движения к основным нашим подразделениям и службам, к поездам, к выходам в город. Еще на вокзалах будет временная особая навигация АНО «Транспортная дирекция-2018» - таблички, подсказывающие дорогу к дополнительным поездам. Также на вокзалах будут стоять их информационные пилоны, где можно будет узнать расписание доппоездов. Это то, что касается статической навигации. Динамическая навигация или информационные табло у нас меняются в плановом режиме. Информация на них будет двуязычная: на русском и английском. А на Ленинградском вокзале еще и на китайском языке (также и на Московском вокзале Санкт-Петербурга).
Е.Д.: В РЖД работает центр обеспечения мобильности граждан. А смогут его услугами воспользоваться иностранные туристы с ограниченными возможностями, те же болельщики чемпионата мира?
А.К.: На всех вокзалах Москвы есть служба помощи маломобильным гражданам. И ее сотрудники не делят пассажиров на россиян и иностранцев. Помощь оказывается всем пассажирам, кому она необходима. Правда, лучше заранее сообщить о своем прибытии, чтобы сотрудники встретили. На сайте ОАО «РЖД» есть вся необходимая информация, в том числе на английском языке. А во время чемпионата вопрос будет решаться с помощью волонтеров - нужно только к ним обратиться, и они по рации свяжутся с работниками центра обеспечения мобильности.
Е.Д.: Будут ли во время ЧМ-2018 на вокзалах работать носильщики? Как можно будет отличить официальных работников от нелегальных?
А.К.: Подобные услуги на столичных вокзалах оказывают наши партнеры, специализированные фирмы, которые заключили с нами агентские договоры. Все их сотрудники носят униформу - специальные жилеты с бейджами, на тележках есть карта с расположением зон обслуживания и прейскурантом. Они, безусловно, будут работать во время ЧМ-2018, но не уверен, что это будет востребованная услуга. Болельщики, как правило, не берут с собой неподъемные чемоданы.
Е.Д.: Но камера хранения им точно потребуется, ведь идти на матч и гулять по городу лучше налегке. Вы готовы к увеличенному спросу на такие услуги?
А.К.: Да, безусловно. Опыт проведения КК-2017 говорит о том, что временное хранение вещей едва ли не самая востребованная услуга на вокзале во время крупных турниров. И в случае необходимости мы сможем выделить дополнительные помещения для организации мест хранения на всех столичных вокзалах. Нужно это делать или нет, покажут первые матчи турнира. Потенциально объем камер хранения может быть увеличен в 1,5 раза.
Е.Д.: Это будут автоматические камеры хранения? Будут ли увеличены тарифы при массовом спросе?
А.К.: Нет, камеры будут обычные, традиционные. С кладовщиками, бирками и стеллажами. Увеличения тарифов не будет однозначно. Услугу оказывают наши партнеры, стоимость их услуг строго регламентирована. Увеличение стоимости будет серьезным нарушением.
Е.Д.: Вы сказали, что камеры хранения будут одной из самых популярных услуг. А какая будет самой востребованной?
А.К.: Безусловно, санитарные комнаты.
Е.Д.: Вход для болельщиков будет за деньги? По случаю чемпионата мира не будете отменять плату?
А.К.: Для болельщиков эта услуга будет бесплатной, равно как и для других пассажиров. Нужно только на входе показать билет на поезд. И не важно в каком виде - на бланке, купленном в кассе, в распечатанном виде или на экране смартфона. Все эти правила относятся и к поклонникам футбола, которые воспользуются бесплатными поездами болельщиков. Они все пассажиры, раз заключили с нами договор перевозки.
Е.Д.: На сайтах многих столичных вокзалов значится услуга «душ». Человек, приехавший на ночном поезде, к примеру, из Казани сможет ею воспользоваться? И что ему нужно для этого сделать?
А.К.: Да, конечно. Если гость города захочет принять водные процедуры перед выходом в город, он может обратиться или в наши комнаты длительного отдыха на Павелецком и Ярославском вокзалах или отели, работающие при наших столичных объектах. В их прейскурантах есть такие услуги, не нужно для этого заселяться.
Е.Д.: Рассмотрим ситуацию, когда болельщику стало плохо в пути. Прибыв на московский вокзал, он сможет получить помощь в медпункте?
А.К.: Чтобы получить медицинскую помощь, ему не нужно дожидаться прибытия в Москву. Достаточно обратиться к проводнику вагона, который через машиниста поезда свяжется с ближайшей по ходу станцией. К поезду подойдут сотрудники медпункта или прибудет карета «скорой помощи». Ну и в вокзальный медпункт в Москве тоже можно обратиться. Первую помощь там окажут вне зависимости от гражданства, а если будет нужно, вызовут коллег из городской службы экстренной медпомощи. Наши медпункты очень хорошо оснащены, есть все необходимые препараты. Работают в них специалисты Дирекции здравоохранения ОАО «РЖД».
Е.Д.: Перед КК-2017 произошел громкий случай, когда один таксист довез иностранца из аэропорта до центра города за 50 тыс. руб. Ситуацию пришлось разрешать сотрудникам правоохранительных органов. Как будет решаться вопрос с нелегальными таксистами на привокзальных площадях?
А.К.: Давайте так. Сейчас на первой линии привокзальных парковок, за которые мы отвечаем, нелегальных таксистов нет. У всех извозчиков, которые там работают, есть соответствующие лицензии и разрешения. За улично-дорожную сеть мы отвечать не можем, рычагов влияния на людей, паркующихся там, у нас никаких нет. Этот вопрос находится в компетенции городских властей и дорожно-патрульной службы. Но я еще раз подчеркну - пользование услугами водителей, которые зазывают на платформах, это дело личного выбора пассажира. Повторю, что на наших информационных стойках можно заказать официальное такси. Сам вызов - услуга бесплатная. Вообще на инфостойках платных услуг не будет. За одним исключением - рядом с ними будут продаваться билеты на метро.
Е.Д.: Расскажите об этом, пожалуйста, подробнее.
А.К.: К нам обратился Московский метрополитен - они будут продавать на вокзалах проездные билеты на одну-две поездки. Рядом с инфостойками будут их точки продажи. На шести вокзалах города будут установлены автоматы по продаже билетов и с возможностью пополнить баланс карты «Тройка». Они будут на всех вокзалах за исключением Савеловского, Рижского и Ярославского.
Е.Д.: Хотелось бы коснуться темы торговли на вокзалах. Будут ли организованы специальные точки по продаже сувенирной продукции ЧМ-2018?
А.К.: Правами на такую продукцию обладает Организационный комитет «Россия-2018». Если какой-то предприниматель заключит с ним договор на реализацию сувениров, а заодно арендует у нас площади, он вполне может заниматься продажей символики чемпионата. Пока специализированных точек не предусмотрено.
Е.Д.: Во время ЧМ-2018 будет ли на вокзалах установлен запрет на реализацию той или иной продукции? Изменится ли режим их работы торговых точек?
А.К.: Те павильоны, которые находятся на основных маршрутах прохода пассажиров, на время чемпионата мира будут либо перемещены, либо закрыты. Чтобы не создавать скученность. А что касается ассортимента, он проверяется постоянно, запрещенной к реализации продукции в нем нет. Но на время чемпионата мира на всех вокзалах, задействованных в транспортном обеспечении турнира, будет введен «сухой закон», будет запрещена реализация любой продукции, содержащей алкоголь.
Е.Д.: Даже пиво в кафе продавать не будут?
А.К.: Да, это законодательное требование. Пиво на вокзалах во время чемпионата мира продавать не будут.
Е.Д.: А доступ к бесплатному Wi-Fi иностранные болельщики получат? Ранее говорилось о том, что у гостей страны есть определенные проблемы с подключением и интернету.
А.К.: Для того, чтобы человек с российским номером телефона мог воспользоваться Wi-Fi на вокзале, ему нужно авторизоваться через SMS-сообщение. К первичной авторизации пользователя по номеру телефона с российским кодом «+7» добавится возможность идентификации по номеру билета на поезд. Таким образом, иностранные болельщики пройдут верификацию при первом подключении к сети «Транстелком» и смогут пользоваться интернетом на всех 31 вокзале городов-участников чемпионата мира по футболу. Стоит отметить, что пользователи проходят авторизацию лишь однажды и могут пользоваться Wi-Fi без ограничений на любом вокзале, оборудованном беспроводным интернетом. Помимо этого, доступ в интернет можно будет получить через железнодорожный мультимедийный портал «Попутчик», который заработает до 31 мая.