На станциях Московских центральных диаметров (МЦД) может появиться доступ к бесплатному городскому Wi-Fi. Об этом, а также о том, какие еще сервисы появятся на МЦД, сколько новых железнодорожных платформ планируется построить и сколько перенести ближе к метро для удобства пассажиров, в интервью корреспонденту Агентству городских новостей «Москва» Анастасии Фурсовой рассказал первый заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Гамид Булатов.
А.Ф.: Какие главные проблемы решит создание МЦД? В чем его уникальность?
Г.Б.: Сейчас основной потенциал развития городского транспорта – в железнодорожной инфраструктуре. Пример тому – Московское центральное кольцо (МЦК). Можно сказать, что нам в какой-то мере повезло, что в городе было относительно заброшенное железнодорожное кольцо, которое мы реконструировали и адаптировали под современные нужды. Запуск МЦК позволил создать новую транспортную сеть с множеством пересадок, благодаря чему город стал доступнее. Ежедневно этим видом транспорта пользуются свыше 450 тыс. пассажиров, а за весь 2017 г. МЦК перевезло более 110 млн пассажиров.
Следующий этап – это запуск Московских центральных диаметров. Только первые два диаметра улучшат транспортную доступность для 2,3 млн жителей Москвы и Московской области, время в пути для многих сократится практически вдвое. Наша главная задача – создать удобный вид транспорта, интегрированный в городскую транспортную систему, чтобы у пассажиров появились новые альтернативы по пересадке и улучшению транспортной доступности. По сути, мы модернизируем уже существующую железнодорожную инфраструктуру, которая станет основной для нового пассажирского сервиса, как например, уже сделано с МЦК. Это очень удобно, так как, во-первых, в городе не всегда есть возможность строить новые станции, во-вторых, использование существующей инфраструктуры значительно удешевляет проект.
А.Ф.: То есть люди получат новый вид транспорта и новые пересадки?
Г.Б.: Да. Почему лондонское, или, например, парижское метро такое востребованное и популярное? Потому что, где бы ты не находился – пять минут пешком – и ты в метро. В Париже между станциями расстояние в среднем 500 м, в Лондоне – 1,5 км, а у нас сейчас – 2.2 км, и больше сократить этот отрезок мы не можем, потому что, в отличие от Лондона, где сначала построили метро, а вокруг город, нам приходится строить внутри Москвы. А в работающем городе, где есть сложившаяся инфраструктура, строить новые станции не всегда и не везде возможно. Нам важно, чтобы транспортная инфраструктура была максимально приближена к домам и к важным социальным объектам. И благодаря запуску МЦД мы это реализуем.
А.Ф.: Повлияет ли ввод МЦД на существующее движение электричек?
Г.Б.: С вводом МЦД пригородное движение только улучшится. Поезда, следующие по МЦД, не помешают пригородным электричкам, а наоборот, дополнят их. При этом электрички МЦД будут следовать с интервалом 5 минут. То есть, пассажирам не придется подолгу ждать поезда, станет проще планировать поездку и экономить время.
А.Ф.: Насколько я знаю, планируется создание новых станций на железной дороге для МЦД. О каком количестве идет речь?
Г.Б.: В рамках проекта МЦД мы планируем построить десять новых платформ. Это станции «Славянский бульвар» «Илимская», «Дмитровская» (Савеловского направления), «Петровско-Разумовская» (Савеловского направления), «Пенягино» (в районе Павшинской Поймы) «Волоколамская», «Марьина Роща», «Печатники», «Курьяново» и «Котляково». Еще две станции – «Остафьево» и «Новохохловская» – строятся в рамках других проектов.
Кроме того, где-то мы будем переносить пригородные платформы ближе к метро, чтобы у пассажиров появились «теплые пересадки». Это станции «Дмитровская» (Рижского направления), «Петровско-Разумовское» (Ленинградского направления), «Бескудниково», «Лианозово», «Марк», «Покровское-Стрешнево», «Гражданская» и «Москва-Товарная». Также уже сейчас завершается перенос платформы «Ленинградская» ближе к станции МЦК «Стрешнево». Помимо этого, в ближайшем будущем мы перенесем платформу «Окружная» ближе к одноименной станции МЦК. Все эти работы проводятся в рамках других транспортных программ.
В большинстве случаев, пересадки с МЦД будут либо подземными, либо наземными - с навесом по типу «сухие ноги», чтобы пассажиры могли быстро и комфортно пересесть на другой вид транспорта. Например, очень удобно пересаживаться со станции «Беговая» – 30 м и ты уже у метро. А вот на «Кунцевской» нужно немного пройти, зато там мы сможем сделать большую парковку. Но везде, где это возможно, мы будем делать теплый контур. Даже по МЦК мы видим: где есть теплый контур – там и пассажиропоток больше.
Сейчас мы придерживаемся того, что будем больше уходить под землю. Нам придется строить много подуличных переходов. Эта работа будет продолжаться и после открытия МЦД, в течение нескольких лет. Вообще, проект МЦД, если говорить о последующих этапах, – это проект на несколько лет, а то и больше, и надо понимать, что интеграция продолжится и после открытия первых диаметров.
А.Ф.: Будут ли чем-то заметно отличаться платформы МЦД от привычных нам платформ железной дороги? Будете ли делать на них разнообразные сервисы как в метро?
Г.Б.: Я думаю, что пассажиру должно быть все равно, где он вышел – на МЦД, МЦК или метро, у него всегда должен быть один и тот же набор удобств. Скамейки, урны, навес, места для зарядки гаджетов, вендинговые аппараты – все это, конечно, будет, но это должно быть продумано. Мы не зря анализируем предпочтения пассажиров. Мы оцениваем профиль потенциальных пассажиров – кто они – офисные служащие или студенты, что их интересует, куда они ходят, что они любят. И ориентируясь именно на это и будем дополнять инфраструктуру.
А.Ф.: Но сама платформа будет отрытой или закрытой в виде павильонов?
Г.Б.: Будет открытая платформа, навес с тепловым контуром в длину посадочной зоны, новое напольное покрытие платформы из брусчатки, современное LED-освещение, скамейки. Здесь же будут размещены павильоны с билетами и сопутствующими услугами. Кроме того, на самых востребованных станциях МЦД мы рассматриваем возможность бесплатного доступа к Wi-Fi. В будущем на ключевых станциях построят капитальные транспортно-пересадочные узла (ТПУ), в которых мы сможем разместить залы ожидания, магазины и кафе.
А.Ф.: Я так понимаю, что и внешний вид поездов «Иволга», которые будут ходить по МЦД, вы будете дорабатывать?
Г.Б.: Производитель сейчас работает с крупными иностранными дизайнерскими бюро из Польши, Италии, Испании и Франции. У них уже есть наработки. Надеюсь, что в ближайший месяц будут представлены варианты. Позже мы хотим устроить голосование, чтобы пассажиры сами выбрали понравившийся им дизайн. Важно понимать, что МЦД – это не пригород, и не метро, а совершенно новый проект. Работа с дизайном «маски» в рамках всего проекта не такая большая, но при этом пассажиры получат новый вид транспорта – современный и красивый.
А.Ф.: Поезд «Москва» красивый, но сбоев у него немало.
Г.Б.: Первый год работы «Москвы» действительно прошел хуже, чем у «Оки» с точки зрения отказов систем. Мы провели анализ и поняли причину. «Москва» в плане технологий – гораздо более сложный продукт, чем «Ока». Соответственно, эти отказы систем в «Москве» связаны с контролерами, датчиками автоматизации – всего этого просто нет в «Оке». На самом деле, аналогичная проблема у нас была и при эксплуатации поезда «Ока». Там были проблемы с кондиционерами. Кондиционеры зарубежные, и там, где они применяются в Европе – они не ломаются, а у нас ломаются. Мы долго не могли понять почему. Взяли вагоны на контроль жизненного цикла, и они перестали ломаться. Знаете, почему? Их стали чистить каждый день. То есть до этого они просто забивались.
А.Ф.: То есть проблема с контролем дверей не была выявлена на обкатке поездов? Метрополитен же месяц обкатывает каждый поезд без пассажиров.
Г.Б.: На обкатке двери никто не держит, поэтому датчики контроля дверей и не были проверены. Обкатка предусматривает первый уровень осмотра – безопасность, движение, а остальное выявляется уже на более поздних этапах, когда поезда следуют с пассажирами. Но надо понимать еще и то, что в Лондоне, например, нового поезда от Siemens ждут уже лет пять, и будут ждать еще несколько лет, а «Москву» произвели за два года. Сейчас у нас вагонов в столичном метро на линии более 4,5 тыс., из них новых - 2 тыс. Все остальные – переходного периода – от пяти до 10 лет, и порядка 40% – старые, которые мы будем менять еще пять-шесть лет.
А.Ф.: Возвращаясь к МЦД, пожалуй, главный вопрос, который интересует будущих пассажиров – оплата проезда. Будет ли зонирование, бесплатная пересадка на другие виды общественного транспорта?
Г.Б.: Мы склоняемся к тому, что должна быть организована выгодная пересадка с МЦД на метро и МЦК. Логика тарифного решения должна быть такая, чтобы пассажиру было удобно и выгодно пересаживаться с МЦД на метро и обратно. Уже решено, что для оплаты проезда на МЦД можно будет использовать карту «Тройка».
А.Ф.: Будут ли устанавливаться дополнительные терминалы на ж/д станциях для прохода пассажиров МЦД?
Г.Б.: На всех станциях должны стоять новые дополнительные турникеты. Сейчас обсуждается этот вопрос, также планируется установить турникеты на выход, чтобы контролировать поездку по МЦД.
А.Ф.: Будут ли организовываться перехватывающие парковки возле крупных станций МЦД?
Г.Б.: Разумеется, около некоторых станций МЦД планируется организовать перехватывающие парковки. Решение об их размещении будет приниматься исходя из наличия свободных земельных участков и спроса на данную услугу в конкретных местах. Особенно актуально размещение перехватывающих парковок в Московской области – это позволило бы жителям Подмосковья оставлять машину за чертой города и въезжать в столицу уже на общественном транспорте. Организация перехватывающих парковок существенно разгрузит ключевые автомагистрали, идущие вдоль диаметров. Кроме того, пересадка с личного транспорта на общественный позволит экономить время в пути – в отличие от автомобилей, движение поездов МЦД никак не зависит от текущей ситуации на дорогах. Мы склоняемся к тому, что тарифы на перехватывающих парковках у МЦД будут строиться по той же схеме, что и у действующих аналогов вблизи станций метрополитена, где парковка бесплатна при совершении как минимум двух поездок на метро.