Согласно исследованию, проведенному всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), порядка 40% жителей «старой» Москвы готовы переехать на присоединенные территории. По мнению опрошенных жителей исторической части столицы, новые территории обладают такими преимуществами, как состояние экологии (82%), приемлемые условия для покупки жилья (56%). О том, каким был для «новой» Москвы 2015 г. и чего стоит ожидать от 2016 г., в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Вадиму Климову рассказал руководитель департамента развития новых территорий, председатель рабочей группы по оценке влияния градостроительной деятельности в зонах тяготения у МКАД Владимир Жидкин.
В.К.: Владимир Федорович, в ноябре прошел Московский урбанистический форум, затем круглые столы, посвященные развитию «новой» Москвы. Какие выводы можно сделать по результатам этих мероприятий?
В.Ж.: И Московский урбанистический форум, и последующие круглые столы показали, что интерес к «новой» Москве не уменьшается. Мы видим, что компании, проводящие исследования, фиксируют изменения, которые происходят на присоединенных территориях, они фиксируют новый подход к урбанистическим решениям, новый подход к проектным решениям. Самое главное, что мы видим, как люди отзываются о проекте «новая» Москва и еще более значимое - это желание жителей «старой» Москвы переехать на новые территории.
В.К.: Как влияют публичные дискуссии на планы по развитию присоединенных территорий?
В.Ж.: Вопрос обсуждения того, как развивать территорию «новой» Москвы, является для нас стратегическим. Необходим постоянный контакт и взаимодействие с различными экспертами, с участниками круглых столов. На одном из мероприятий были озвучены результаты исследования ВЦИОМ и, на мой взгляд, все участники были приятно удивлены той цифрой, которая была озвучена - 40% жителей «старой» Москвы готовы переехать в «новую» Москву. Готовы они переехать не из-за то, что мы провели какую-то мощнейшую PR-акцию, а из-за того, что происходит на территории «новой» Москвы.
В.К.: Что же, на ваш взгляд, может послужить причиной переезда в «новую» Москву?
В.Ж: Можно привести совершенно конкретные примеры изменений. Рядом с Бутово ГК «Пик» построила первую очередь жилых домов из панельной ДСК-овской серии, привычная серия П-44Т, которую мы все привыкли видеть. Рядом строится совершенно новый жилой комплекс, то есть мы на стадии реализации проекта, который начинался три года назад. Мы поменяли конструктив жилых домов для того, чтобы фасады выглядели совершенно по-другому, современно. Я уже не говорю про новые проекты, где только квартальная застройка, только городские улицы, где люди могли бы отдыхать, гулять, посещать различные общественные учреждения, кафе, магазины. У нас все проекты планировок, которые рассматриваются, подразумевают в жилых комплексах такие улицы. Все, кого я знаю, говорят, что многие люди хотели переехать в «новую» Москву, потому что появляется метро, будет расширяться Киевское и Курское направления железной дороги, потому что больше появляется автомобильных дорог – активность транспортного развития очень высокая. Также мы не снижаем активности по строительству социальных объектов. Мы постоянно встречаемся и общаемся с крупными инвесторами, если вопрос обеспеченности социальными объектами не решается.
В.К.: На одном из круглых столов был поднят вопрос о том, что «новой» Москве для привлечения людей, инвестиций, необходимо следовать определенному культурному коду. Что думаете по этому поводу?
В.Ж.: Что касается объектов культуры и истории на территории «новой» Москвы, то не думаю, что их больше, чем на любой другой такой же по размеру территории Московской области. Они есть практически везде, их достаточно много. И поэтому назвать их культурным кодом «новой» Москвы все-таки сложно. Да, это одна из составляющих города, ее, безусловно, надо развивать и в части туризма, и развивать территории рядом с ними, создавать различные общественные маршруты, туристические. Одним словом, эту составляющую «новой» Москвы обязательно нужно поддерживать и усиливать в части посещаемости как жителями «новой» Москвы, так и «старой» Москвы, Московской области и других регионов. Но считать это основным кодом я бы не стал.
В.К.: Что выделяет «новую» Москву на фоне других территорий?
В.Ж.: Считаю, что главный код – это комфортная среда для жизни. Мы говорим о том, что эта территория имеет большое количество лесов, очень плотную рекреационную зону. Интеграция этой рекреационной зоны в единую систему развития точек роста и центров градостроительного развития является важным стратегическим направлением. Мы не раз говорили, и продолжаем повторять, что мы строим город, в котором должно быть комфортно жить, работать, отдыхать. Эта формула и есть код. Это подразумевает наличие транспортной инфраструктуры, современное комфортное жилье с новой архитектурой, создание рабочих мест и зон рекреации в шаговой доступности, то есть все то, что нужно для полноценной жизни человека. Нет смысла изобретать какой-то искусственный, виртуально-фантазийный код, за которым ты будешь гнаться, но фактически не сможешь его реализовать. Эксклюзивности, экстравагантности в нашей формуле нет, но при этом очень сложно создать такие условия. Мы должны сделать максимально комфортные условия для жизни человека.
В.К.: Как продвигается работа по разработке нормативов парковочного пространства для присоединенных территорий?
В.Ж.: Мы участвуем в этом процессе, мы регулярно обсуждаем с Москомархитектурой методику расчета определения оптимального количества парковочных мест для разных проектов на территории «новой» Москвы. Нормы будут отличаться в зависимости от удаленности от исторической черты города, от специфики того или иного проекта. Где-то проект у нас малоэтажный, где-то среднеэтажный, где-то многоэтажный. Виды рабочих мест тоже отличаются друг от друга, это может быть как офисное здание, так и промышленное, либо это, например, логистический центр. Также влияет непосредственно логистика – есть объекты, которые расположены рядом с железной дорогой, либо на расстоянии 2 км от метро. Вопрос очень непростой, аналогов расчета количества парковок на площадь жилья или на количество жителей, или на количество рабочих мест нет для такой территории. Работа продолжается, я думаю, что в I полугодии 2016 г. мы ее завершим.
В.К.: Ранее вы сообщали, что Москомархитектура предлагает рассмотреть коридор под строительство линии трамвай от Саларьево до Троицка. Появились какие-то детали этого проекта?
В.Ж.: Пока только рассматривается коридор. В проекте Генплана она есть, она предусматривается потому что она в разы дешевле, чем метро, к тому же она сможет перевести больше, чем автомобильная дорога. Протяженность предполагаемой линии – 24 км.
В.К.: Будет ли Генплан «новой» Москвы согласовываться с соседними субъектами – Московской и Калужской областями?
В.Ж.: Это обязательная процедура, предусмотренная федеральным законодательством. Материалы отправляются на согласование в прилегающие муниципальные образования. Мы должны учитывать, что при разработке генерального плана территорий «новой» Москвы в большей части интересы Московской области и ТиНАО совпадают в вопросах развития транспортной инфраструктуры. В период разработки это все обсуждалось между проектировщиками Москвы и Московской области. Очевидно, что дороги не будут упираться в границы региона.
В.К.: На территории «новой» Москвы планируется построить более 700 км дорог. Много ли объектов придется сносить при реализации проекта по развитию транспортной инфраструктуры в «новой» Москве?
В.Ж.: Мы построили три дороги, десятки социальных объектов, мы строим инженерные объекты. Наш департамент пока не снес ни одного объекта за 3,5 года. Да, на участке дороги от Коммунарки до Южного Бутово, был вопрос с собственником, и даже рассматривался вопрос переноса сроков запуска объекта. Но это была просто небольшая база и собственник получил компенсацию. Мы обошли все индивидуальное жилищное строительство и садоводческие некоммерческие товарищества. Какие-то, конечно, отдельные объекты могут попасть в зону строительства, но если внимательно посмотреть территориальную схему, если посмотреть транспортную схему в рамках территориальной, то можно обнаружить, что на территории «новой» Москвы нет ни одного прямого участка дороги. Все сделано для того, чтобы обойти все жилые объекты, все населенные пункты.
В.К.: Ранее заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин сообщал, что компания «Мангазея» планирует рекультивировать полигон твердых бытовых отходов в Саларьево. Начались ли уже работы по рекультивации? Какой срок может понадобиться инвестору для проведения всех необходимых работ?
В.Ж.: Компания «Мангазея» уже занимается этим вопросом, они уже готовят техническое задание. Они уже проводят предварительные исследования для того, чтобы спроектировать систему рекультивации этого полигона. Рекультивация полигона позволит им сохранить санитарно-защитную зону вокруг полигона в Саларьево с тем, чтобы построить объекты ближе к этому полигону.
В.К.: Что может быть построено на прилегающих землях после завершения рекультивации полигона?
В.Ж.: Рядом с полигоном жилье они не построят, как бы они не проводили рекультивацию, это, скорее, будут объекты коммерческой недвижимости, места приложения труда, различных объектов промышленности, логистики, производства. Жилье после рекультивации может приблизиться к этим объектам.
В.К.: Сколько времени может потребоваться на рекультивацию полигона в дер. Саларьево?
В.Ж.: На рекультивацию полигона может уйти три года, и дело здесь даже не в кропотливости труда, в соблюдении необходимых технологий. Технология требует поэтапной реализации. За один день провести рекультивацию невозможно, даже если поставить туда сразу 10 тыс. человек.
В.К.: Вы являетесь председателем рабочей группы по оценке влияния градостроительной деятельности в зонах тяготения у МКАД. На какой стадии находится работа по разработке территориальных схем прилегающих к МКАД земель?
В.Ж.: Сама территориальная схема территорий, прилегающих к МКАД, практически готова, но ее неправильно было бы утверждать без финансово-экономического раздела, а он в этой схеме является основным. Необходимо оптимизировать все доходы от прилегающих к МКАД территорий и направить их на строительство объектов МКАД – это дублеры, это развязки, съезды и так далее. Сейчас на рынке меняется конъюнктура, какие-то объекты вообще перестали продаваться, какая-то недвижимость стала интересной, резко изменились акценты на рынке по эффективности реализации тех или иных проектов. Мы должны в этой ситуации, изучив до конца применение всех возможных свободных земельных участков, которые находятся рядом с МКАД, до конца доработать экономику проекта в составе территориальной схемы. При этом мы рассматриваем не только свободные земельные участки, но и проекты, которые на данный момент не реализованы и они могут быть приостановлены инвесторами из-за финансовой-экономической ситуации. Их также надо вовлекать в состав проекта в целом. Я думаю, что в 2016 г., к июлю, мы завершим эту работу.
В.К.: Какие инвесторы уже начали строительство своих участков в рамках реконструкции МКАД?
В.Ж.: Мы дорабатываем транспортную схему совместно с ИКЕА, чтобы наконец-то ее утвердить. «Славянский мир» уже начал строить свой участок дублера МКАД, в 2016 г. они должны строительство закончить.
В.К.: Год еще не завершился, но, тем не менее, уже можно подвести предварительные итоги. Каким получился 2015 г.?
В.Ж.: Чтобы подвести итоги 2015 г., можно озвучить несколько целевых показателей. Во-первых, это ввод недвижимости. Мы планировали ввод на уровне 3 млн кв м., и по итогам 2015 г. мы должны на него выйти. Другой параметр - это строительство социальных объектов за счет бюджетных и внебюджетных источников. Здесь мы почти что выходим на запланированные показатели, может быть, один или два объекта уйдут на начало 2016 г. Также стоит отметить работу над Генпланом. Мало кто верил, что мы 24 декабря уже выйдем на публичные слушания. Транспортное строительство у нас никак не останавливается.
В.К.: Реализована ли в полной мере адресная инвестиционная программы (АИП) на территории ТиНАО?
В.Ж.: В результате корректировки адресной инвестиционной программы, конкурсы на ряд объектов были разыграны в конце года и из-за этого около 10% АИП будет недоосвоено. В этом нет ничего страшного, мы планово проводим конкурсы, планируем эти объекты, дорогу и несколько небольших инженерных объектов, в 2016 г. начать строить.
В.К.: Что можете назвать самым сложным в своей работе в 2015 г.?
В.Ж.: Гораздо тяжелее для нас пошла совместная работа с инвесторами по строительству объектов инфраструктуры – школ, детских садов, поликлиник. Следует признать, что процентная ставка увеличилась, объем продаж резко снизился и понятно, что для них важнее как можно быстрее вернуть вложенные в проект инвестиции. Если брать 2014 г, то мне редко приходилось встречаться с руководящими лицами этих компаний. А сейчас приходится делать это довольно часто. Не могу сказать, что ситуация на грани, но, она, безусловно, тяжелая.
В.К.: Каким будет, на ваш взгляд, 2016 г.? Стоит ли ожидать резкого снижения темпов строительства?
В.Ж.: Застройщики все-таки рассчитывают на то, что ипотечное кредитование на 2016 г. будет пролонгировано. Если этого не произойдет, то будет очень сложно, так как сегодня большая часть квартир в московском регионе приобретается через ипотечные кредиты. Если ипотечных кредитов в таком виде не будет, то будет еще сложнее. Вряд ли впрямую, без ипотечных кредитов, увеличится объем продаж. Мы надеемся, что будет принято положительное решение. Соответственно, планы и прогнозы на 2016 г. во многом зависят от принятия решений на федеральном уровне. В любом случае, выйти на показатель 3 млн кв. м будет выйти сложнее, потому что 2015 г. в некоторой степени был инерционным, то есть реализовался наработанный за предыдущие годы объем.
В.К.: При развитии присоединенных территорий большое внимание уделяется транспортной инфраструктуре. Какой объем дорожного строительства запланирован в 2016 г.?
В.Ж.: В 2016 г. завершится реконструкция первого этапа Калужского шоссе, которая ведется департаментом строительства города Москвы. Будет начато строительство дороги, соединяющей Солнцево, Бутово и Видное, также планируем завершить дорогу от Троицка через Ботаково и Первомайск на Киевское шоссе. Там же от Киевского шоссе мы, соответственно, построим дорогу до железнодорожного переезда. Там должна быть построена эстакада через железную дорогу, где госзаказчиком является департамент строительства. Потом, после этого переезда еще участок дороги до Московской области, в общей сложности это 16 км. С учетом реконструкции участка Калужского шоссе – 25 км. Также начнем строить первый этап дороги Сосенки–Ямонтово, которая выходит с поселений Московского на Сосенки. Тоже очень важная дорога, постоянно загруженная, две полосы. Самое главное, что мы непросто строим еще по одной полосе, мы строим настоящую городскую дорогу, с тротуарами на всей протяженности, с остановками для общественного транспорта, то есть осуществляется полный комплекс работ.