В театре, любимом критиками за внимание к Слову, за вдумчивое изучение текстов и воздуха, из которого эти тексты сотканы; за плетение словесных кружев, за атмосферность и «лёгкое дыхание», за знаменитые паузы и интонации – страшно-смешная комедия! Беззастенчиво зрелищная и вызывающе ироничная; лёгкая и мудрая, смешная и трогательная. Здесь множество трюков и спецэффектов, здесь самозабвенно танцуют и вдохновенно поют. А ещё здесь очень несерьёзно говорят о самом серьёзном, пытаясь найти ответы на извечные вопросы бытия и разобраться в том, что же такое вечные ценности.
«Завещание Чарльза Адамса, или Дом семи повешенных» – история, придуманная специально для Мастерской Фоменко. Группа единомышленников, составляющих творческую лабораторию Московский королевский театр – режиссёр Олег Глушков, художники Вадим Воля и Ольга-Мария Тумакова – предложили актёрам Мастерской эксперимент, практически вызов: поговорить на заданную тему на непривычном языке, используя эстетику чёрно-белого кино и винтажных комиксов.
Но сначала был Чарльз Сэмуэль Аддамс – автор знаменитой «Семейки Аддамсов» (семьи фриков, живущих в странноватом и сюрреалистичном хоррор-мире, хорошо знакомой широкому зрителю по фильмам, телевизионным и мультипликационным сериалам). Именно он стал прототипом главного героя. А ещё был немой кинематограф, детективы сэра Альфреда Хичкока, истории в стиле арт-нуар, готические фантазии Тима Бёртона, сказка о Белоснежке и история о Ромео и Джульетте, и много других тем, идей и персонажей, оммажи которым, надеемся, зрители увидят и оценят. Отталкиваясь от известных и даже хрестоматийных образов, создатели спектакля придумали новых героев для своей истории. И предложили им поговорить о вечных и важных вопросах: кто мы? какие мы? хорошие мы или плохие? на чьей мы стороне? какая цель и в чём смысл нашей жизни? зачем весь этот мир, или как поётся в песне спектакля: «Зачем кто-то нас поместил сюда и сейчас?..».
Для обсуждения столь серьёзных вопросов была выбрана заведомо несерьёзная, иронично переворачивающая всё с ног на голову форма: здесь похороны смешные, а привидения добрые; здесь пороки становятся добродетелями, а добродетели – пороками. Создатели спектакля определяют жанр спектакля как «страшно-смешная комедия», однако здесь есть ещё и детектив, и вампука, и мистицизм, и элементы мюзикла, и даже высокая трагедия.
Для спектакля была выбрана лаконичная палитра чёрно-белого кино. Даже лица актёров лишены красок – весь грим в спектакле также чёрно-белый. Для художников, создающих каждый свой спектакль максимально ярким и зрелищным (примеры тому «Алиса в Зазеркалье» в Мастерской Фоменко, «Синяя-синяя птица» в Театре Наций и мюзикл «Всё о Золушке») решение сделать «Завещание Чарльза Адамса» монохромным – было как минимум неожиданным. Но несмотря на чёрно-белую стилистику спектакль необычайно зрелищный: в нём очень много визуальных трюков и спецэффектов. Здесь сами собой опрокидываются гробы, летают призраки, оживают памятники и идёт дождь. И конечно же в спектакле, где главные герои призраки и приведения, нельзя было обойтись без сов – этих вечных стражников на границе тьмы. Все спецэффекты «живые» и «настоящие», сделаны с применением предметной анимации, без компьютерной графики и прочих чудес цифровой эпохи. При создании спектакля ни одна сова не пострадала.
Музыку к спектаклю написали лидеры одной из ведущих рок-команд на российской сцене, группы СЛОТ: певица Дария Ставрович (Нуки) и гитарист Сергей Боголюбский.