Когда-то в конце XVIII века Вольтер злорадно заметил, что слава Данте будет расти тем больше, чем меньше его читают. Пожалуй, Данте действительно входит в десятку авторов, о которых все знают, но которых мало кто читал. Возможно, всему своё время. И время Данте, по мнению автора спектакля – это не только XIV век, когда была написана Поэма. Она живёт и дышит вне времени и пространства.
На заре века ХХ Дмитрий Мережковский сказал: «Данте воскреснет, когда в людях возмутится и заговорит ещё немая сейчас или уже заглушённая не личная, а общая совесть».
Сегодня режиссёр Мастерской Фоменко Юрий Титов предлагает отправиться в путешествие по страницам «Божественной комедии».
Величайшее произведение, венец средневековой литературы – Поэма Данте Алигьери, к которой применимы только превосходные степени (масштабная, титаническая, великая); Комедия, заслужившая у потомков эпитет «Божественная» в знак признания её совершенства, в Мастерской Фоменко играется на расстоянии вытянутой руки, в пространстве Старой сцены, где границы между «залом» и «сценой» условны, а зрители оказываются фактически внутри разыгрываемой истории.
Поместив актёров и зрителей в единое, вытянутое наподобие готического храма пространство, создатели спектакля возвращают нас во времена средневековых мистерий, где библейская история словно бы творится на наших глазах, проживается здесь и сейчас. Здесь есть Добро и Зло, Грех и Раскаяние, и есть вопросы, на которые по ходу театрального действия все мы – актеры и зрители – вместе ищем ответы.
Подобно средневековым комедиантам, актёры Мастерской играют в предлагаемые обстоятельства, становясь Данте, Вергилием, Беатриче... примеряя образы грешников и покаявшихся... Живые люди, с их страстями, пороками и добродетелями, горестями и радостями предстают перед нами, рассказывают свои истории, заставляя задуматься об ощутимости греха и неотвратимости наказания.
Совершая вместе с Данте путешествие по кругам Ада, знакомясь с обитателями Чистилища, мы исследуем глубины своей собственной души, разглядывая её самые сокровенные уголки.
И, конечно же, говорим о Любви. О той любви, благодаря которой родилась эта Поэма, о той любви, «что движет солнце и светила»...