Режиссер Владимир Басов предложил Георгию Свиридову сотрудничество для фильма «Метель» по повести Пушкина.
В 1964 году была написана музыка к фильму, а в 1974 году «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» стало самостоятельным произведением. Идея переработать партитуру в самостоятельное произведение пришла Свиридову от его супруги.
Сюита «Метель» состоит из девяти номеров, иллюстрирующих повесть. Последовательность номеров не следует точно за сюжетом, а подчиняется музыкальной логике.
Содержание сюиты
«Тройка» начинается мощными аккордами медных духовых инструментов, создавая атмосферу зимней дороги.
«Вальс» начинается призывными аккордами и передает атмосферу праздничного вечера.
«Весна и осень» – миниатюры, передающие красоту природы и смену чувств героев.
«Романс» – сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина.
«Пастораль» – наивная мелодия гобоя, создающая контраст с «Военным маршем».
«Военный марш» – торжественная музыка, передающая юмор и жизнерадостность.
«Венчание» – медленное, умиротворенное звучание струнных, создающее атмосферу таинственности.
«Отзвуки вальса» – приглушенная мелодия, напоминающая о первой любви.
«Зимняя дорога» завершает сюиту, передавая образ стремительно мчащейся тройки.
Музыка Свиридова обладает удивительной изобразительностью и вызывает восхищение у слушателей.
Произведение изучают в музыкальных школах и любят меломаны.
Режиссер М. Швейдер назвал музыку Свиридова вечной, сочетающей время и вечность.