«Мы живем, под собою не чуя страны…». Если героем спектакля Романа Виктюка становится творец – это всегда творец, отверженный властью, – и никогда творец, идущий в общей колонне. Обратившись в новом спектакле к трагической судьбе одного из ярчайших русских поэтов – Осипа Мандельштама, – режиссер создает не обвинение государственной системе – он пишет реквием ушедшим поэтам. Всем тем, кто принес себя в жертву собственной жестокой музе, не позволяющей им не творить. Всем тем, кто, уходя, твердо знал, что останется в вечности. Тем, кто находил в этом знании – спасение.
«Мандельштам» – первая в России постановка одноименной пьесы американского драматурга Дона Нигро, фигуры противоречивой и невероятно интересной. Будучи влюбленным в русскую литературу, написав множество пьес о великих писателях и поэтах, осмысляя через их судьбы различные периоды российской истории – он ни разу не был в России. Его героями становились Пушкин и Гоголь, Толстой и Чехов, Пастернак и Цветаева. Пьеса «Мандельштам» – художественное произведение, основанное на документальных фактах жизни поэта Осипа Мандельштама и судебного процесса над ним. К его трагической биографии в отечественном театре до Романа Виктюка почти никто не обращался, хотя в его судьбе, как в предельно правдивом зеркале, отразились все жестокие и страшные реалии того времени, когда он жил и творил. Времени, когда под колесами машины уничтожения, которой стала тоталитарная система, погибали лучшие.
Роман Виктюк создал сценически лаконичную и при этом многослойную и многозначную постановку о судьбе великого поэта, о вечном противостоянии Художника и власти – и о том, что поистине гениальные произведения неподвластны ни времени, ни человеческой воле. Они были и останутся – в вечности, как и их создатели.