Трамвай R1, представленный ОАО «Уралтрансмаш» на выставке «ЭскпоСитиТранс-2014», не готов к эксплуатации в Москве, сообщил Агентству «Москва» источник в транспортном комплексе столицы.
«Вагон Russia One представлен как концепт, то есть прототип будущего трамвая. В данный момент давать какую-то оценку проекту нового трамвая, на наш взгляд, преждевременно до тех пор, пока не будет представлен готовый к испытаниям образец. В любом случае, он будет значительно отличаться от прототипа, представленного на данный момент», - сказал собеседник агентства.
Руководитель направления «Общественный транспорт» экспертного центра Proboknet Александр Чекмарев сообщил, что тот кузов, который был представлен на выставке, непригоден для эксплуатации трамвая в двух или трехвагонной сцепке.
«Эксплуатация в сцепке для трамваев является базовым элементом как вида транспорта, в этом одно из основных его преимуществ - имея одного водителя, можно сцеплять несколько вагонов и тем самым кратно увеличивать вместимость вагона и пропускную способность линии. В данном случае с тем корпусом, который был представлен, ясно, что этого сделать просто невозможно», - отметил эксперт.
Он добавил, что таким образом возникают сложности, связанные с буксировкой трамвая в случае необходимости. «Сама конструкция вагона - не самая лучшая с технической точки зрения, потому что он трехсекционный, который сам по себе опирается только на две тележки, соответственно, это повышенные нагрузки на путь, это повышенный износ пути, это повышенные требования к качеству путей и также требования к радиусам криволинейных участков пути, чтобы они были не менее 20 м, потому что иначе вагон будет слишком сильно сгибаться во время прохождения этих криволинейных участков», - пояснил А.Чекмарев.
Кроме того, эксперт отметил, что кузов трамвая должен быть сконструирован в расчете на то, что в случае ДТП будет возможность оперативно менять те части, которые наиболее подвержены риску повреждения. «Совершенно понятно, что в случае даже какого-то незначительного происшествия прежде всего будет страдать большая часть корпуса и, конечно, каждый раз придется либо заменять, либо ремонтировать значительный кусок, и это, соответственно, увеличение затрат эксплуатации, увеличение времени ремонта», - добавил А.Чекмарев.
В свою очередь главный инженер проекта R1 Максим Кузин отметил, что в серийную версию трамвая будет добавлена система поглощения энергии столкновений. «Современные трамваи сконструированы таким образом, что при столкновении с машиной повреждения передаются машине, а трамвай выходит почти без повреждений. Это не очень правильно, потому что трамвай весит 40 тонн с пассажирами, а легковая машина максимально 3 тонны. Количество смертельных случаев при столкновении может быть очень большим. В серийной версии R1 области потенциального столкновения с автомобилями специально ослаблены и туда добавлены краш-боксы, которые принимают на себя энергию при столкновении. Трамвай будет намного безопаснее», - подчеркнул М.Кузин.
Также М.Кузин добавил, что в серийных трамваях будет уменьшен угол наклона лобового стекла, в опытном образце он составлял 12 градусов, в серийной версии он будет составлять от трех до шести градусов. Он пояснил, что это связано с необходимостью снижения себестоимости. При большом угле наклона стекла детали для подъема трамвая при сходе с рельсов должны быть довольно длинными, а уменьшение угла наклона позволит укоротить эти детали и снизить стоимость их производства. Кроме того, трамваи серийной версии будут односторонними - с одной кабиной с дверьми по одному борту.
«На выставке была представлена челночная версия, которая, как мы ожидаем, будет более популярна в европейских городах, которые уже отказались от разворотных колец для трамваев. Кроме того, количество посадочных мест будет увеличено до 46. Трамвай стал немного короче по требованиям Екатеринбурга, текущий габарит порядка 21 м вместо 24 м, которые были. Это связано с тем, что в городе короткие платформы и есть опасения, что люди будут залезать в трамвай с проезжей части», - сказал М.Кузин.
Он добавил, что трамвай рассчитан на 195 пассажиров. М.Кузин также отметил, что один трамвай R1, аналогичный тому, который будет курсировать в Екатеринбурге, будет поставлен на тестовую эксплуатацию в Москву в августе 2015 г.
«В Москве он пройдет тестовую эксплуатацию, в том числе, и с пассажирами, и я рассчитываю, что по результатам будет принято решение их в таком виде и закупать», - заключил М.Кузин.