Меню Поиск

Закрыть

Госдума может в конце апреля принять в первом чтении законопроект о введении моратория на торговый сбор (интервью)

25.03.2015 17:09

Госдума может в конце апреля принять в первом чтении законопроект о введении моратория на торговый сбор (интервью)

Теги: Экономика , законопроект , Малый бизнес , Госдума , налоговые каникулы , торговый сбор

Законопроект о введении трехлетнего моратория на торговый сбор может пройти первое чтение в Госдуме уже в апреле. Об этом, а также о мерах поддержки малого бизнеса и о возможном изменении столичного налогового законодательства в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Марии Степановой рассказал член комитета Госдумы по бюджету и налогам, депутат от «Справедливой России» Дмитрий Ушаков.

Мария Степанова (М.С.): В конце прошлого года президент России Владимир Путин подписал закон о торговых сборах для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, которые должны быть введены не ранее 1 июля 2015 г. Дмитрий Владимирович, с чем связано Ваше решение внести законопроект, который откладывает введение этого сбора на три года?

Дмитрий Ушаков (Д.У.): Когда вводились торговые сборы, было очень много споров. Они вводились как поправки к налоговому законодательству, это вызвало большой скандал. В Общественной палате обсуждали этот вопрос, и никто не мог ответить на простой вопрос: во-первых, зачем сбор вводят, если есть система налогообложения в виде патента? Получалось, что налог дублируется. Во-вторых, сколько это будет стоить, сколько малые предприятия дополнительно должны будут заплатить? Назывались разные цифры, и 1,5 млрд, и 3 млрд руб. В итоге закон все-таки приняли.

Я представляю в Госдуме Санкт-Петербург, у нас губернатор отказался вводить торговый сбор. Москва пошла своим путем, приняла соответствующий закон. Мэр Москвы Сергей Собянин недавно объявил, что на два года для новых малых предприятий устанавливаются «налоговые каникулы», они касаются только патентной и упрощенной системы налогообложения. Учитывая сложную экономическую ситуацию, мы решили, что сейчас не время для торгового сбора. Отменять полностью мы не будем (торговый сбор – прим. Агентства «Москва»), но на три года его введение вполне можно отложить.

Мы предлагаем вообще, если отвлечься от трехлетнего моратория, объявить «налоговые каникулы» не только для новых, а для всех малых предприятий, которые действуют в настоящий момент. Мы предлагаем их освободить от налогообложения, потому что в кризис самое главное для простых граждан - это сохранить свою работу. Если даже сократят какую-то часть зарплаты, все равно человек работает, он уверен, что у него раз в месяц будет зарплата, он не выходит на рынок безработных. Поэтому этот законопроект, трехлетний мораторий, - это наш маленький вклад в то, чтобы не росла безработица. Потому что чем выше налоговая нагрузка, тем больше предприниматель перекладывает свои расходы на конечного потребителя, повышая цены, пытается как-то оптимизировать свои затраты: за счет сокращения либо самих работников, либо заработной платы. Ввести мораторий на торговый сбор вполне возможно, тем более учитывая, что эта глава в Налоговом кодексе касается всего трех городов федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь – прим. Агентства «Москва»). Введение «налоговых каникул» для всех малых предприятий потребует больших усилий.

Если посмотреть на все налогообложение малых предприятий в целом, введение торгового сбора плохо коррелирует с тезисом правительства РФ о том, что мы не будем вводить новые налоги. Формально они правы, потому что торговый сбор - это не налог, но за счет того, что открыт «ящик Пандоры» в виде торгового сбора, вполне может быть, что если совсем худо будет, можно будет еще какой-нибудь сбор придумать, это же не налог, поэтому формально никто своих слов не нарушает. Но по факту все понимают, что это все весьма печально.

(М.С.): Вы упомянули о законопроекте, предполагающем «налоговые каникулы» не только для новых малых предприятий, но и для тех, которые работают давно. Каких категорий бизнеса коснется эта норма?

(Д.У.): Правительство обещало двухлетние «налоговые каникулы» для всех, но как обычно все это трансформировалось в то, что «налоговые каникулы» стали не для всех, а для определенных категорий предприятий. То есть инновационные, социально значимые и т.д., это все поименовано в Налоговом кодексе.

Но это полностью меняет первоначальный подход к «налоговым каникулам», потому что изначально, наверное, они подразумевались для всех. Поэтому мы внесли тоже соответствующий законопроект, который и предполагает такие «налоговые каникулы». Законопроектом предусматривается для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговая ставка в размере 0% на срок до двух лет с момента их регистрации. При этом для них, а также для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, на этот период устанавливаются пониженные страховые взносы, в частности в Пенсионный фонд РФ - 16%, Фонд социального страхования – 0,5%, как и в федеральный Фонд обязательного медицинского страхования.

(М.С.): Не пострадает ли тогда от этого бюджет, в который и поступают налоги?

(Д.У.): Естественно, будут выпадающие доходы. Но тут нужно смотреть все в совокупности, если существенно упрощается налогообложение в условиях тяжелой экономической ситуации, в условиях необходимости импортозамещения, в условиях санкций в отношении нашей страны, то после упрощения у предпринимателей образуется значительный объем средств, которые они могут инвестировать в собственное производство. Мы берем тут не только торговлю, мы берем и производство. Если говорить о торговле, то предприниматели, может быть, не будут повышать цены в течение какого-то периода так сильно, как цены повышаются сейчас. Если мы берем производственные предприятия, у них образуется объем свободных денежных средств, которые они могут инвестировать в собственный бизнес, за счет которых они могут развиваться и замещать ту импортную продукцию, которой нам сейчас не хватает. Это все тоже необходимо. А так как в настоящее время налоговая нагрузка весьма высокая, то не всегда предприятия обладают достаточным объемом средств для инвестиций в основной капитал, обновления оборудования, разработки, в итоге этот недостаток средств выливается в существенное отставание по качеству продукции.

(М.С.): Дмитрий Владимирович, вернемся к вопросам о торговом сборе. Может ли торговый сбор негативно сказаться на развитии малого бизнеса в столице? Насколько существенным может оказаться количество закрывшихся предприятий?

(Д.У.): Мы считаем, что существенным. В таких сложных условиях все должны будут как-то оптимизировать свои издержки. Это могут быть либо «серые» зарплаты, тогда будет существенный уход в минус по страховым взносам, хотя они и не поступают в бюджет Москвы, но это будет выпадение доходов Пенсионного фонда. Все начнут говорить, что малые предприятия снова мало платят страховых взносов, мы не знаем, как платить им потом пенсию, соответственно могут поступать предложения по повышению страховых взносов.

(М.С.): Какие изменения в налогообложении помогли бы вывести из «тени» столичные предприятия?

(Д.У.): Например, в Санкт-Петербурге есть система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В Москве его нет. Значит, правительство Москвы считает, что он не нужен. Если субъект воспользовался своим правом и ввел на своей территории ЕНВД, то предприниматель смотрит, что ему выгоднее: общий режим, упрощенная система налогообложения, патентная система налогообложения или единый налог на вмененный доход. К этому еще прибавится торговый сбор. То есть в Москве из этих пяти систем одна недоступна, но она выгодна для предпринимателей. Если стоит задача вывести предпринимателей из тени, то ЕНВД - это очевидный шаг к этому, с помощью него как минимум четверть находящихся сейчас в тени сможет узакониться.

(М.С.): Почему Вы предлагаете ввести мораторий на торговый сбор именно на три года, а не на пять лет или более длительный срок?

(Д.У.): Правительством, депутатами, экспертами оценивается период нахождения экономики в кризисе – два года. Считается, что за это время мы способны выйти если не на положительную динамику развития, то по крайней мере побороть кризис. Поэтому мы считаем, что на эти два-три года не нужно вводить новых сборов, тем более так выборочно. Есть способы вывести предпринимателей из тени, не вводя новые виды сбора, вводить ЕНВД, например, если идет речь о Москве.

(М.С.): Будете ли Вы, как один из авторов законопроекта, настаивать на том, чтобы мораторий на торговый сбор был введен именно на три года или же это не так принципиально?

(Д.У.): Мы предложили на три года ввести. Вводить торговый сбор в период 2015-2016 гг. нет смысла, это не поможет, это только приведет к уходу предпринимателей в тень и росту безработицы.

(М.С.): Когда только принимался закон о торговых сборах, глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев выступал за мораторий на сбор на ближайшие четыре года. Какой отзыв сейчас дает правительство на внесенный вами законопроект?

(Д.У.): Мы внесли законопроект вначале февраля и одновременно отправили за заключение правительству РФ. Буквально неделю назад из правительства пришло письмо о том, что они просят продлить срок, так как Минэкономразвития еще не представило информацию. Понятно, что Минфин, скорее всего, будет против. Вполне возможно, что Минэкономразвития пришлет положительную оценку на законопроект, но в итоге, так как Минфин является профильным и ответственным за налоговые инициативы министерством, в итоговом заключении правительства может и не отражаться положительное мнение одного из министерств. Ну, будем ждать, Минфин попросил отсрочку до 27 марта, посмотрим на их ответ.

Если сводное заключение правительства РФ на законопроект будет отрицательным, можно будет попытаться добиться от Минэкономразвития своей оценки и вести разговор уже о том, что нет единого мнения: одно из министерств считает целесообразным поддержать мораторий, не вводить новый сбор.

(М.С.): В случае, если правительство России все же не станет поддерживать законопроект, как это повлияет на его дальнейшую судьбу?

(Д.У.): Будем работать в комитетах Госдумы и с депутатами. Есть разные способы. Были случаи, когда, несмотря на отрицательное заключение правительства, удавалось убедить сменить позицию и поддержать законопроект. Тут все зависит от желания, как нас, авторов законопроекта, так и предпринимателей, которые заинтересованы в том, чтобы им не повышали налоговую и неналоговую нагрузки.

(М.С.): Как оценивают этот законопроект ваши коллеги в комитете Госдумы по бюджету и налогам?

(Д.У.): Учитывая, что инициатором этих поправок (о введении торгового сбора – прим. Агентства «Москва») был председатель нашего комитета, то, скорее всего, комитет будет против. Но думаю, что депутаты «Справедливой России», ЛДПР, коммунисты и, может быть, некоторые депутаты «Единой России» поддержат законопроект. Посмотрим, какое будет заключение правительства, что скажет Минэкономразвития. Время еще есть.

(М.С.): Есть ли сроки, когда его рассмотрят в комитете по бюджету и налогам?

(Д.У.): В апреле. Думаю, к этому сроку можно будет оценивать и настроения депутатов касательно этого законопроекта.

(М.С.): Если в комитете законопроект обсудят в начале апреля, то когда можно будет говорить о рассмотрении на заседании Госдумы в первом чтении?

(Д.У.): Где-то в 20 числах апреля он может быть принят в первом чтении. Если согласятся ввести мораторий даже на год, то можно будет в течение одной пленарной недели принять его в первом чтении, потом во втором и третьем, поправив три года на два или на один.

(М.С.): То есть в весеннюю сессию можно спокойно уложиться?

(Д.У.): Да, и принять его до того, как закон о торговых сборах вступит в силу.

(М.С.): С принятием законопроекта о моратории потребуются изменения и в законе о торговых сборах города Москвы. Обсуждался ли уже этот вопрос с депутатами Мосгордумы?

(Д.У.): Я пока не проводил обсуждений, но если федеральный закон будет принят, то в московском законе точно также надо будет отложить введение в действие торгового сбора на тот же срок, на который будет принят наш закон. Это тоже можно будет сделать в достаточно сжатые сроки. У Мосгордумы свой регламент, но не думаю, что это вызовет большую проблему.

(М.С.): Вы уже упомянули, что для выхода из кризиса потребуется около двух лет. В связи с этим планируете ли в ближайшее время внесение новых законодательных инициатив, направленных на поддержку бизнеса?

(Д.У.): Да, часть уже есть, они внесены. Это меры которые вошли в федеральный антикризисный план, причем наши законопроекты были внесены намного раньше, чем федеральный антикризисный план был разработан. Эти меры – «налоговые каникулы» для малых предприятий, законопроект, который увеличивает предельные размеры параметров, установленных для применения упрощенной системы и т.д. То есть это уже готовые решения.

Рубрика: Политика , Экономика

Связанные материалы:

25.03.2015 11:46

В Госдуме предлагают ввести «налоговые каникулы» для всех предприятий малого бизнеса

Подробнее

25.03.2015 12:14

Депутат Госдумы предлагает ввести в Москве Единый налог на вмененный доход

Подробнее

25.03.2015 14:17

Госдума может в конце апреля принять в первом чтении законопроект о введении моратория на торговый сбор

Подробнее
Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок