Для транзитных пассажиров могут ввести упрощенный порядок получения визы в РФ. Об этом и о предстоящих планах по развитию внутреннего туризма, регулированию деятельности коллекторских агентств, а также изменениям в правилах сбора акциза на алкоголь в регионах в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Марии Степановой рассказал председатель думского комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков.
Мария Степанова (М.С.): Анатолий Геннадьевич, не так давно вы говорили о том, что ожидается заседание президиума Госсовета РФ, где, в том числе, будет обсуждаться тема внутреннего туризма. Какие предложения вы готовите к Госсовету?
Анатолий Аксаков (А.А.): Надо осуществить систематизацию туристического хозяйства, разложить по полочкам все, что у нас есть в этой сфере и определить шаги по созданию, развитию и продвижению туристических продуктов. Например, надо составить карту туристических достопримечательностей, четко разграничить полномочия федеральные и региональные, определить правила деятельности курортных организаций на всей территории страны, правила определения качества мест размещения туристов, соответственно нужна классификация мест размещений. Причем, на мой взгляд, должна быть обязательная классификация гостиниц на основе международно признанных стандартов. Если гостиница звездочная (пяти, четырех и так далее), значит, она должна соответствовать этому статусу. Необходимо, наконец, узаконить хостелы, четко прописать требования к ним и контролировать их исполнение. В местах размещения туристов должны быть соблюдены все необходимые требования независимо от того, нулевой это уровень или пятизвездочный, и только в зависимости от набора услуг и качества комфорта надо определять звездность и категорию.
То же самое касается и требований по квалификации гидов. Здесь тоже нужен порядок, тем более, если это касается проводников. В горах, при сплаве, в лесу может быть достаточно опасно и проводник должен быть опытным, обладать соответствующими знаниями и навыками. Сейчас же это никак не регламентируется.
Далее, конечно, надо обратить внимание на стоимость билетов, страна большая, стоимость должна быть разумная. Интересных мест, достопримечательностей у нас от Калининграда до Камчатки, от Северного Полюса до южных морей. Мы должны начать стимулировать перелеты, может быть начать с чартеров, которые осуществляют перевозки внутри страны. По Крыму уже есть субсидирование перелетов, в результате в эконом-классе билеты относительно дешевые, народ летает, практически постоянно полные самолеты. От этого выигрывают и люди, и авиакомпании, и в целом экономика.
(М.С.): То есть опыт Крыма стоит распространить на всю Россию?
(А.А.): Именно, и начать нужно с чартеров. Причем, я не считаю, что это бюджетные потери, поскольку рейсов не было, значит, и налогов не было. Поэтому, скажем, отмена НДС для таких перелетов ничего не убавляет для бюджета. При этом туристы тратят деньги на сувениры, сервис, проживание, питание, а это уже дополнительные поступления в бюджет. Следует изучить международный опыт с Airpass для стимулирования путешествий с многочисленными перелетами. Государственная задача – подтолкнуть процесс с помощью либо льгот, либо каких-то бонусов, возможно с участием банков, а потом, я уверен, авиакомпании сами начнут продвигать услугу Airpass. Необходимо также поддерживать лоукостеры, посмотреть на железнодорожный транспорт - что там можно сделать.
Важно иметь развитую современную информационную систему, рассказывающую о России. Для этого необходимо создать интересный интернет-портал на базе Ростуризма либо Ассоциации туроператоров России. На этом портале должна быть представлена вся информация о достопримечательностях, которые у нас есть. Это необходимо сделать как на федеральном уровне, так и на региональном, в Крыму, например, должен быть свой портал с уникальными местами.
Далее, конечно, надо обратить внимание на туроператоров. Необходимо создать реестры турагентов для того, чтобы не было левых организаций. Сейчас к нам, кстати, поступает информация, что некоторые из этих структур используются для незаконного вывода капитала из страны под видом оплаты якобы туристических услуг за рубежом.
Конечно, надо использовать замечательный туристический потенциал Крыма, в том числе наведя элементарный порядок в соответствующем хозяйстве. Там уже такая работа началась, проводится диагностика санаторно-курортных центров, исторических мест, природных достопримечательностей и состояние логистики. Нужен комплексный анализ, потому что прежде чем принять системные решения, необходимо провести диагностику, в том числе и на региональном уровне. Соответственно человек, который будет приезжать туда отдыхать, сможет получить пакет услуг: начиная от лечения, заканчивая пляжным отдыхом и посещением достопримечательностей, при этом должно быть минимум пробок, стояний в очередях и так далее.
(М.С.): Подобный анализ достопримечательностей должен быть и в других региона, или же пока стоит сосредоточиться только на Крыме?
(А.А.): Это должно быть по всей стране, Крым – это как пример.
(М.С.): Вы уже коснулись темы туроператоров, в прошлом году мы наблюдали волну банкротств на туристическом рынке. Как сейчас себя чувствуют туроператоры?
(А.А.): Были приняты решения, которые позволили создать ситуацию, чтобы таких скандалов было меньше. Создана «Турпомощь», все туроператоры теперь являются ее партнерами, также создан специальный компенсационный фонд, который позволяет решать проблемы с вывозом туристов и денежной компенсацией, принято решение о том, что при реализации путевок должен быть билет в обе стороны, а не в одну, как это бывало раньше.
Все вопросы, связанные с авиакомпаниями, тоже постарались урегулировать, потому что были проблемы и с ними, так как они тоже начали банкротиться. Сейчас в значительной степени многие вопросы отрегулированы, при этом эти скандалы повлияли на настроения людей и многие из них предпочитают теперь отдыхать внутри страны. Девальвация рубля также привела к тому, что россияне начали выбирать отдых в рублевой зоне и, конечно, международная обстановка – антироссийская истерия – тоже свою миссию выполнила, люди теперь предпочитают проводить отпуск в России. В прошлом году внутренний туризм вырос на 30%, а въездной – на 16%. Иностранцы к нам поехали, потому что страна стала относительно дешевой. В этом году внутренний туризм вырос еще на 25%, это довольно существенный рост, увеличивается и въезд иностранцев. Важно закрепить тенденцию. Например, облегчить визовый режим для туристов, транзитных, через Россию, пассажиров, не заморачиваться по поводу «принципа взаимности» в визовых вопросах. Мы заинтересованы в развитии этого важного сегмента отечественного рынка.
(М.С.): Вы сказали, что был наведен порядок среди турфирм, можно ли сказать, что в этом году банкротств не ожидается?
(А.А.): Гарантировать полностью этого нельзя, но был такой прогноз, что из-за сокращения спроса на туруслуги банкротств в этом году будет очень много. Выездной туризм сокращается не теми темпами, как предполагалось, а внутренний растет достаточно быстро. Поэтому турфирмы в целом удовлетворены текущим туристическим сезоном.
(М.С.): На днях стало известно, что министерство по делам Северного Кавказа предложило ввести курортный сбор. Фактический размер сбора, по мнению ведомства, должны определять регионы. Как вы смотрите на такое предложение?
(А.А.): Это действительно должно быть полномочием регионов и вполне реализуемая мера. Во многих странах этот курортный сбор существует. Но нам необходимо установить потолок этих сборов, довольно небольшой, чтобы регионы не злоупотребляли. К тому же это должно быть целевое использование, если это курортный сбор – то на курортные цели. В том же Крыму эти деньги можно было бы направить на очистные сооружения, которые необходимо возводить или реконструировать, чтобы вода в море была чище. И сумма сбора не должна превышать, скажем, 100 руб. с человека. В этом году в Крыму ожидается 7 млн туристов, то есть полуостров мог бы получить 700 млн руб. Правда, многие приезжающие останавливаются в неучтенном частном секторе, который зачастую и необходимые санитарные условия не обеспечивает, и налоги не платит, естественно, и курортный сбор платить не будет. В связи с этим опять же необходимы и классификация средств размещения, и их учет, и обеспечение выполнения элементарных санитарно-эпидемиологических требований.
(М.С.): На ваш взгляд, нужно ли вводить курортный сбор в Москве?
(А.А.): Думаю, если Москве разрешить, то она сразу его введет. В Москве очень много туристических объектов, которые требуют реконструкции, поэтому такой сбор помог бы. Москва и Санкт-Петербург – это наши главные центры для иностранных, да и российских туристов.
(М.С.): В комитете по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству помимо туризма вы уделяете большое внимание вопросам поддержки малого и среднего бизнеса. Как скажется создание Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства на МСП?
(А.А.): Корпорация объединит все институты, которые занимались малым бизнесом. Их у нас было несколько, и действовали они в меру своих возможностей, но разрозненно. Минэкономразвития выделяло гранты, субсидии на поддержку малого бизнеса через региональные власти, МСП банк по своей линии давал гарантии, а также выдавал кредитные ресурсы через региональные банки. Агентство кредитных гарантий тоже действовало самостоятельно. Сейчас это будет в одних руках, а значит – работа по поддержке малого бизнеса станет более скоординированной, эффективной и системной. Корпорация также будет оказывать методическую, юридическую и информационную помощь. В условиях девальвации рубля наши товары становятся конкурентными и на внешнем рынке, значит, для развития экспортных возможностей малого и, прежде всего, среднего бизнеса будет налажено на взаимодействие с Агентством по страхованию экспортных кредитов и инвестиций.
(М.С.): Президент РФ Владимир Путин подписал закон о создании Федеральной корпорации по развитию малого и среднего предпринимательства 30 июня, с этого момента прошел месяц. Когда мы увидим эффект от работы корпорации?
(А.А.): Думаю, что нормативные документы, персоналии будут в течение месяца определены, поэтому со следующего года эффект почувствуется от ее работы.
(М.С.): Вы коснулись кадрового вопроса, в июне ряд СМИ со ссылкой на президента «Опоры России» Александра Калинина сообщили о том, что возглавить корпорацию может глава Фонда содействия развитию жилищного строительства (РЖС) Александр Браверман….
(А.А.): Я не знаю, кто будет назначен. Бравермана давно знаю, эффективный менеджер, доктор экономических наук. У него были книги по поддержке малого и среднего бизнеса, то есть он эту тему знает. Руководитель Агентства кредитных гарантий Изотова Галина Сергеевна пользуется большим авторитетом в сообществе, с момента своего назначения на должность активно включилась в работу, и за прошедший год агентством была проведена колоссальная работа по созданию инфраструктуры и нормативной базы. Глава МСП банка Сергей Крюков – банковский профессионал очень высокого уровня, прекрасно знающий и проблемы этого рынка, и механизмы их решения. Словом, есть кому работать, важно быстрее корпорацию запустить.
(М.С.): В начале 2015 г. правительство РФ утвердило антикризисную программу, которая направлена, в том числе, на поддержку малого и среднего бизнеса. Прошло уже полгода, на ваш взгляд, достаточно ли антикризисный план эффективен? Можно ли его дополнить?
(А.А.): Это достаточно содержательная программа с точки зрения пожаротушения, обеспечения стабильности на существующем экономическом уровне, то есть низком уровне. Программа обеспечивает стабильность текущей ситуации, но при этом она не нацелена на структурную перестройку экономики, на прорыв в ее диверсификации. Надо также отметить профессиональную деятельность Центрального банка, обеспечившего стабильность банковской системы и валютного рынка.
В тоже время даже в этом варианте программа не во всех аспектах реализуется эффективно. ЦБ еще весной прошлого года выделил для кредитования проектного финансирования сначала 50 млрд руб., а потом увеличил до 100 млрд руб., но ни одного рубля из этой суммы освоено не было. Да и 9%, под которые ЦБ выделяет средства для проектного финансирования, многовато, нужно 4-6%. К тому же сроки небольшие – ЦБ определил выделение средств на три года, а инвестиционный проект выходит на окупаемость в течение пяти-семи лет. Соответственно, надо увеличить сроки предоставления этих кредитных ресурсов. Мы, с одной стороны, стремимся обеспечить стабильность системы, повышаем капитализацию банков, а с другой – ЦБ поступательно и с повышенным рвением реализовывает принципы Базеля III, которые увеличивают давление на капитал банков, создают сложности для кредитования экономики. То есть одной рукой даем, а другой рукой забираем. В результате отсутствие результата. Фонд промышленного развития, в свою очередь, получил 20 млрд руб. – это очень мало, потому что заявок от предприятий на займы под развитие в десятки раз больше, чем заявленная сумма. Нам нужны триллионы, а тут миллиарды.
(М.С.): А готовы ли вы этот вопрос проработать у себя в комитете?
(А.А.): Конечно, мы поднимаем эти вопросы в Госдуме. При встречах с министрами, Набиуллиной (глава Центробанка Эльвира Набиуллина – прим. Агентства «Москва») и другими руководителями отмечали противоречивость действий финансового регулятора, неразворотливость правительства. Осенью обязательно проведем слушания по стратегии развития финансового рынка на ближайшие пять лет, а по-хорошему нам нужна экономическая стратегия на 15-20 лет. Причем это должен быть конкретный документ с мероприятиями, сроками и ответственными лицами. Очевидно, будут дискуссии и решения по промышленной и аграрной политике. Есть ощущение, что наконец-то приходит к чиновничеству понимание необходимости более существенно заниматься структурой перестройки экономики.
(М.С.): В связи с кризисом, регионы, в частности, Московская область, жалуются на недобор по акцизу на алкоголь. На ваш взгляд, как решить эту проблему?
(А.А.): Вообще, не надо было повышать акциз на алкоголь, потому что реально получилось уменьшение поступлений в бюджет, хотя рассчитывали наоборот. Увеличение акцизов влечет за собой рост нелегальной продукции, которую будут продавать в нелицензированных торговых точках. Поэтому нужно дестимулировать продажу нелегальной водки и самогона, а для этого необходим разумный уровень акциза.
Акциз оплачивает в конечном итоге потребитель, поэтому его, возможно, надо сосредоточить полностью в федеральных руках. Сейчас акциз уплачивает производитель в федеральный и региональный бюджеты. Но во многих субъектах федерации алкоголь не производится. В результате те регионы, которые производят алкоголь, в выигрышном положении по сравнению с теми, кто алкоголь не производит. На мой взгляд, внимание и действия властей лучше сосредоточить на реализации и распределять доходы между регионами в зависимости от объемов продаж. Тогда у региональных властей появится стимул бороться с нелегальной продукцией.
Сейчас внедрена ЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система – прим. Агентства «Москва»), президент подписал закон, который, в том числе, касается внедрения ее в торговле. На основе ЕГАИСа можно определять, сколько реализовано алкоголя в каждом регионе и с помощью этих данных распределять средства, собранные в федеральный бюджет через акциз на алкоголь.
(М.С.): Помимо проблем со собором акциза на алкоголь вырос доллар, и многие россияне оказались должниками по валютной ипотеке. Например, был случай, когда коллекторы избили человека за 44 тыс. руб. Как вы считаете, насколько нужна такая профессия?
(А.А.): Это безобразие, уголовщина. Уголовное законодательство позволяет привлечь этих рэкетиров к ответственности. Но все же нужно принять закон о коллекторских агентствах. Должны быть жесткие правовые рамки и жесткая ответственность. Например, в тех случаях, когда надоедают постоянными звонками, тем более в нерабочее время, если ведут себя нецивилизованным образом, тем более угрожают расправой. Это позволит оттеснить полукриминальные структуры, которые иногда называют себя коллекторами.
(М.С.): Не планируете ли вы вновь внести законопроект о коллекторских агентствах?
(А.А.): Полагаю, на осенней сессии вопрос сдвинется с мертвой точки.
(М.С.): Сейчас также идут разговоры о том, чтобы ввести в вузах новую специальность - коллектор....
(А.А.): Я к этому отношусь с улыбкой, потому что коллекторами должны быть просто квалифицированные и порядочные люди, чей профессионализм должен определяться юридическими знаниями и умением вести цивилизованный разговор. Если и создавать отдельную специальность, то, очевидно, что упор надо сделать на психологию, чтобы научить коллекторов правильному цивилизованному правовому общению с должниками.
(М.С.): Анатолий Геннадьевич, конечно, не могу не спросить у вас про промзоны. Завершая сессию, Госдума приняла в первом чтении законопроект о развитии промзон. Поступали ли уже какие-либо поправки?
(А.А.): Пока не могу сказать, не видел, но я думаю, что на второе чтение мы вынесем проект закона в октябре. Это вопрос не очень простой, особенно для Москвы, поэтому надо внимательно смотреть и принять выверенное решение. Будем советоваться, в том числе, с правительством Москвы, чтобы закон работал в интересах, в том числе, москвичей.
(М.С.): До окончания думских каникул остался неполный месяц, наверняка вы уже наметили для себя некий план работы на начало осенней сессии. Какими первоочередными вопросами вы намерены заняться? Может, стоит ожидать каких-либо новых законопроектов?
(А.А.): Осенью в комитете начнется активная работа над проектом бюджета на 2016 г. и на 2017-2018 гг., также над основными направлениями денежно-кредитной политики, рядом документов, которые должны определить вектор экономического развития страны. Очевидно, что будем работать над законопроектами уже принятыми в первом чтении, так называемым четвертым антимонопольным пакетом, законопроектом, ограничивающим антимонопольное регулирование малого и среднего бизнеса.
Будет также рассмотрен вопрос по ПЭТ-таре, в которую разливают алкогольную продукцию. Как известно, есть предложение о поэтапном отказе от ПЭТ-тары для розлива алкогольной продукции. Последнее предложение - ограничить розлив алкогольной продукции с 1 июля следующего года в 1,5-литровые пластиковые бутылки.
Правительством внесен законопроект о закупках, которые осуществляют крупнейшие компании, прежде всего, госкорпорации. Будут установлены новые правила, которые направлены на то, чтобы стимулировать закупки товаров внутреннего производства, если, конечно, они соответствуют предъявляемым требованиям, по цене и качеству.
И все же ключевое направление – выработка новой модели экономического развития. Закон о стратегическом планировании должен быть наполнен реальным содержанием. Это позволит и регионам, и бизнесу, и обществу реально понимать магистральный вектор экономической политики государства и, исходя из этого, строить свои стратегии и планы. В конечном итоге системное объединение усилий должно дать синергетический эффект и темпы роста ВВП будут 5-7-9% в год, причем в течение длительного периода. Соответственно, мы сможем быстро приближаться по уровню развития и качеству жизни к ведущим странам мира.