В январе 2015 г. была утверждена программа «Транспорт Москвы без границ», направленная на создание безбарьерной среды для маломобильных категорий населения на всех объектах транспортного комплекса столицы, включая наземный пассажирский транспорт, метрополитен, железнодорожный транспорт, парковочное пространство. О том, какие мероприятия проводятся в рамках реализации данной программы, как можно заранее спланировать поездку с учетом приспособленности транспорта для маломобильных пассажиров, а также о том, насколько московский транспорт удобен для людей с ограниченными возможностями, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Марине Ведяшкиной рассказал заместитель руководителя департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Дмитрий Пронин.
Марина Ведяшкина (М.В.): Дмитрий Валентинович, сейчас довольно остро стоит вопрос доступности объектов транспортной инфраструктуры для маломобильных граждан. Какие шаги предпринимает департамент транспорта для решения этой проблемы, какие мероприятия были запланированы программой «Транспорт Москвы без границ»?
Дмитрий Пронин (Д.П.): В ходе подготовки данного документа в департаменте транспорта была организована рабочая группа, в которую вошли представители департамента транспорта, все отраслевые подведомственные предприятия транспортного комплекса, сотрудники ГИБДД, сотрудники департамента социальной защиты и представители общественных организаций. Причем, хочу отметить, что основными идейными вдохновителями являются именно лидеры общественных организаций, которые проявляют активную гражданскую позицию в этом вопросе. Профессиональная компетенция людей, которые с нами работают, очень высока. Рабочая группа раз в квартал на базе департамента транспорта проводит координационное совещание по выполнению этой программы.
М.В.: Программа предусматривает мероприятия по каждому виду транспорта. Предлагаю начать наш разговор с метрополитена. Какие меры принимаются для того, чтобы создать более комфортные условия для передвижения маломобильных пассажиров?
Д.П.: Наша цель - помочь маломобильным гражданам добраться до места. Очень много станций старой закладки, не приспособленных для перевозки маломобильных граждан. Сделать их доступными для перевозки маломобильных пассажиров технологически невозможно, например, невозможно поставить лифт или обустроить специальные подъемники, лестничные сходы и прочее. Для этого в метрополитене создан Центр обеспечения мобильности пассажиров. На 87 станциях дежурят специальные помощники, которые выявляют на входе маломобильных пассажиров и тех, кому необходима помощь в передвижении. Они сопровождают пассажиров по лестницам, эскалаторам и платформам станций, помогают перемещаться на детских и инвалидных колясках, с багажом, сумками-тележками. Услугу сопровождения также можно заказать, сделав предварительную заявку по телефону (495) 622-73-41 или на официальном сайте Московского метрополитена mosmetro в разделе «Центр обеспечения мобильности пассажиров». Инспектор встретит вас при входе в метро и сопроводит по всему маршруту следования по метрополитену до выхода. Все услуги по сопровождению оказываются совершенно бесплатно.
М.В.: Сколько человек воспользовались услугами центра мобильности?
Д.П.: За время работы центра с октября 2013 г. по июль 2015 г. было обслужено 386 тыс. маломобильных граждан, в том числе по предварительным заявкам - 40 тыс. граждан. Чаще всего за помощью обращаются пожилые люди - 47% пассажиров (181 тыс.) и родители с детьми (154 тыс.). В настоящее время штат инспекторов службы мобильности пассажиров составляет порядка 222 человек, который в настоящий момент усилен 40 студентами-практикантами. По мере открытия новых станций Московского метрополитена и востребованности данной услуги пассажирами штат сотрудников увеличивается.
М.В.: Помимо работы службы мобильности, какие еще меры принимаются в метрополитене для создания безбарьерной среды?
Д.П.: На балансе метрополитена находится 698 составов, 136 из которых имеют специально оборудованные места для инвалидов в колясках, 215 составов оборудованы информационными табло с бегущей строкой и наддверными табло. Кроме того, 147 составов оборудованы световой и тональной сигнализацией о закрытии дверей. Весь новый подвижной состав, закупаемый Московским метрополитеном с 2011 г., в обязательном порядке оборудуется системами кондиционирования воздуха. На сегодняшний день уже 25% всех вагонов метрополитена оборудованы кондиционерами.
На 354 лестницах станций метро мы установили пандусы, 67 станций оборудованы контрастными полосами на крайних ступенях лестниц. Также мы продолжаем работу по увеличению освещенности пассажирских платформ станций. Мы уже провели эту работу на 40 станциях, 19 станций оборудованы устройствами изменения режима напольной и световой сигнализации с добавлением функции информирования о прибытии поезда.
М.В.: Сейчас город закупает только низкопольные автобусы, приспособленные для маломобильных пассажиров. Каков процент низкопольного транспорта в общем количестве подвижного состава?
Д.П.: Сегодня 98% подвижного состава наземного городского пассажирского транспорта, выходящего на линии, приспособлено для маломобильных категорий граждан. Всего на балансе Мосгортранса находятся 6,6 тыс. автобусов, 1,6 тыс. троллейбусов и порядка 840 трамваев. Около 5,3 тыс. автобусов, 936 троллейбусов и 152 трамвая имеют низкий уровень пола. В этом году Мосгортранс закупает 75 новых троллейбусов и 124 автобуса - все они будут низкопольными. Более 100 трамвайных остановок столицы оборудованы высокими посадочными платформами, удобными для маломобильных граждан. Такие платформы оснащены пандусами и находятся на одном уровне с входом в низкопольный трамвай.
М.В.: Появится ли возможность проложить удобный для маломобильных граждан маршрут от точки А до точки Б?
Д.П.: Сейчас мы разрабатываем мобильное приложение «Московский транспорт», которое поможет жителям Москвы и Московской области, а также туристам и гостям столицы наиболее быстро, выгодно и с наименьшими пересадками добраться из одной точки Москвы в другую. В приложении будут отображаться данные всех видов общественного транспорта, включая аэроэкспресс, электрички и отображение транспортных средств, приспособленных для перевозки пассажиров с ограниченными возможностями. Приложение будет предлагать несколько готовых оптимальных вариантов маршрутов с учетом заданных параметров (таких как цена, скорость, количество пересадок). Время прибытия транспорта будет рассчитываться из реального прогноза прибытия транспортного средства, с учетом текущей ситуации на дорогах. Таким образом, пользователи мобильного приложения смогут увидеть оперативные изменения в маршрутах и расписаниях, с учетом прогноза прибытия транспорта на остановку, а также просмотреть необходимую справочную информацию (правила пользования городского общественного транспорта, тарифы и билеты). На данный момент, ведется внутреннее тестирование и оценка возможности публикации мобильного приложения. По итогам успешного тестирования будет произведена выкладка приложения в публичный доступ.
М.В.: В городе работает социальное такси, которым могут воспользоваться маломобильные граждане. Ожидаются ли какие-то изменения в его работе?
Д.П.: Представители маломобильной категории граждан постоянно пользуются социальным такси. Эта услуга работает в городе уже давно. Многие к ней привыкли, многие пользуются только социальным такси. С 1 апреля мы стали принимать для оплаты социальные карты в качестве пилотного проекта. Мы долго отрабатывали эту систему. Все транспортные средства оснащены приемниками социальных карт. Теперь можно не покупать талоны. Раньше нужно было поехать в общество инвалидов, приобрести там талоны, эти талоны нужно было до определенного момента израсходовать - они имели ограниченный срок действия. Теперь этого делать не обязательно. Все автомобили оборудованы специальными устройствами для перевозки маломобильных пассажиров, в том числе колясочников. Для этого нужны специальные аппарели.
М.В.: Какова стоимость поездки на социальном такси?
Д.П.: Стоимость поездки уже много лет не меняется и составляет 210 руб. за один час поездки. Три четверти стоимости компенсирует город. Правительство Москвы субсидирует каждую поездку.
М.В.: Сколько человек в год пользуется услугами социального такси?
Д.П.: В I полугодии 2015 г. около 70 тыс. заказов выполнено социальным такси, что почти на 6% больше, чем за указанный промежуток времени в 2014 г. Кроме того, за I полугодие 2015 г. социальным такси перевезено около 195 тыс. пассажиров, что на 10% больше, чем в 2014 г. Сейчас мы улучшаем работу call-центра, чтобы пассажирам было удобно дозваниваться, удобно заказывать, существует также электронная форма заявки.
М.В.: Какие мероприятия для создания безбарьерной среды помимо сопровождения пассажиров предусмотрены на железнодорожном транспорте?
Д.П.: Организуются адаптированные проходы на платформу, информационные маркировочные полосы, тактильные предупредительные полосы, стенды визуальной информации, пандусы, подъемники, специализированные билетные кассы. Новый подвижной состав оборудован откидными аппарелями, а также местами для проезда в инвалидных колясках. На 177 платформах применяется система «автодиктор», оповещающая о прибытии и отправлении поездов и об изменениях в расписании движения. В 2015 г. будет реконструировано 20 остановочных пунктов, в 2016 г. - 30 по всем требованиям строительных норм и правил, включая требования по обеспечению доступности маломобильных категорий граждан. Также был проведен анализ доступности для маломобильных пассажиров остановочных пунктов на всех направлениях московского железнодорожного узла в границах Москвы. Выявленные замечания будут устранены при реконструкции и ремонте данных объектов.
М.В.: Какие мероприятия запланированы в рамках организации дорожного движения?
Д.П.: На сегодняшний день завершены работы по первому этапу разработки комплексной схемы организации дорожной движения. В рамках первого этапа составлены проекты организации движения на 448 улицах в пределах Садового кольца, 730 улицах в границах от Садового кольца до ТТК, 45 вылетных магистралях, на ТТК и МКАД. В 2015 г. ЦОДД планирует установить на 30 перекрестках звуко-вибрационные модули для обеспечения безопасности людей с ограниченными возможностями. Также хочу отметить, что сейчас все светофорные объекты, которые устанавливаются в городе, оснащены устройством звукового сопровождения. В прошлом году мы установили 148 новых светофорных объекта. Также Центр организации дорожного движения постоянно работает с обращениями граждан и при необходимости корректирует работу светофорных объектов, увеличивая время перехода дороги для удобства маломобильных групп граждан.
Кроме того, в зоне платного парковочного пространства для инвалидов предусмотрено не менее 10% мест. На перехватывающих парковках у станций метро также 10% мест предусмотрены для инвалидов. Также мы разработали перечень социальных объектов, у которых в соответствии с параметрами улично-дорожной сети обустроены бесплатные парковочные места для посетителей. Планируется организация бесплатной парковки у 46 социально-значимых объектов на 158 машино-мест. Мы планируем и дальше уточнять и дополнять этот список.