Компания «НДВ Групп» планирует построить два новых хелипорта в Москве и Подмосковье до 2019 г. Об этом в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Ольге Мусиновой сообщил председатель совета директоров «НДВ Групп» Александр Хрусталев. Также он рассказал о развитии сети вертолетных комплексов «Хелипорты России», привлечении инвестиций, развитии коммерческих перевозок, новых проектах в московском регионе и изменениях законодательства, которые необходимы для продвижения вертолетной индустрии (ГК «НДВ» реализует проект Heliport Moscow по созданию вертолетного мультицентра - прим. Агентства «Москва»).
Ольга Мусинова (О.М.): Александр Анатольевич, ранее был презентован проект вертолетного центра в Реутове. В какой стадии сейчас его строительство? Когда центр заработает в полную мощность?
Александр Хрусталев (А.Х.): В настоящее время подписано соглашение на строительство, получено право собственности на землю, зарегистрирована вертолетная площадка и получен аэронавигационный паспорт. В районе площадки проложено много коммуникаций - различные кабели Мосводоканала, «Транснефти» и так далее. Сейчас мы осуществляем их перенос и освобождаем от них площадку. Эти работы идут на протяжении нескольких последних месяцев. Надеюсь, что через полтора месяца мы зальем фундамент под первый большой корпус, выполним проектные работы. «Хелипорт Реутов» станет крупнейшим вертолетным комплексом московского региона. На его базе будет создан центр компании Bell Helicopter, единственный в России. Но вертолетная площадка «Хелипорт Реутов» уже работает – в настоящее время там базируется около десяти вертолетов. Ожидаем, что к концу лета мы закончим строительство. В результате появится очень крутой и интересный вертолетный комплекс. Мы планируем, что в нем будет базироваться порядка 30 вертолетов.
О.М.: А в какой стадии развития сейчас вертолетная компания, которую планировалось создать на базе «Хелипортов России»?
А.Х.: Мы подали все необходимые документы и сейчас процесс регистрации авиакомпании в стадии согласования. Это масштабный и не быстрый процесс, но мы уже сейчас находимся в его активной стадии. Надеемся завершить эту процедуру в ближайшей перспективе. Начнем работать, как только получим согласования. У нас есть свой вертолетный парк и мы хотим заниматься бизнесом, точнее коммерческими перевозками, чем раньше не занимались никогда.
О.М.: Где еще в ближайшей перспективе могут появиться хелипорты в Москве и области? Какие площадки потенциально интересны?
А.Х.: В ближайшие три года еще появится два хелипорта - один на территории Москвы и один в Московской области. До официального получения разрешений мы не будем разглашать информацию о них. Что мы можем сделать - подписать соглашения и следующим шагом идет закладка камня. От момента подписания до момента выхода на стройку может проходить от полугода до года. Самая потенциально интересная вертолетная площадка может быть у Кремля или Дома правительства, но, разумеется, они закрытые. Также вертолетные площадки есть у Дома Музыки и у «Сити», но это плавучие площадки. Нам они потенциально не интересны, так как мы в них не видим бизнес. Но то, что площадки в Москве будут и у нас они будут - это точно. Я надеюсь, что в этом году об одной такой площадке уже узнают. Мы ей занимаемся.
О.М.: Будет ли «НДВ Групп» участвовать в проекте создания вертолетного такси в «новой» Москве?
А.Х.: Нет такого понятия - «вертолетное такси для «новой» Москвы». Проект надо реализовывать на территории всей Московской области и включать в схему полетов «новую» Москву. Для этого надо получить лицензию эксплуатанта. На сегодняшний день мы обладаем флотом и возможностями для воплощения этой идеи. Реализовывать такой проект будем, но только после получения лицензии коммерческого эксплуатанта.
О.М.: Сколько вертолетов у хелипортов в московском регионе и на сколько флот может увеличиться в ближайшее время?
А.Х.: Сейчас в хелипортах в московском регионе порядка 20 собственных вертолетов, а в обслуживании находится более 200. Мы будем увеличивать собственный авиапарк по мере необходимости. Сколько нужно для эффективной работы, столько и будет. Напомню, в 2015 г. специалистами «Хелипорт Москва» было проведено оперативное техническое обслуживание более 2,7 тыс. вертолетов. Рекордными месяцами по данному показателю стали июнь и сентябрь (обслужено 326 и 328 вертолетов соответственно – прим. Агентства «Москва»). Также нашими инженерами было проведено техническое обслуживание более 125 воздушных судов.
О.М.: Какие новые проекты планируете реализовать в ближайший год?
А.Х.: «Хелипорты России» уже стали настоящей национальной вертолетной сетью, у нас много региональных проектов. Очень важное событие состоялось 26 января – мы подписали соглашение с правительством Тюменской области о строительстве вертолетного комплекса «Хелипорт Тюмень». В 2015 г. было подписано соглашение по созданию «Хелипорт Самара». Планируем, что в этом году в сети «Хелипорты России», с нашим участием и без, будет не менее 10 хелипортов. Но совокупно все-таки в наших планах – порядка 100 хелипортов на всей территории России к 2020 г. Мы не ставим себе задачей быть собственниками всего. Мы хотим продвигать философию безопасности, качественного обслуживания клиентов и качественного обслуживания воздушных судов. Мы очень активно занимаемся подготовкой кадров - инженеры и пилоты у нас лучшие.
О.М.: Ранее «НДВ Групп» создала в своем составе международную компанию «НДВ Глобал». Удалось ли сейчас привлечь каких-то инвесторов на базе этого проекта? Куда могут быть вложены привлеченные средства?
А.Х.: Ранее инвесторы из Японии хотели вкладывать средства в вертолетные площадки. Однако мы не стали соглашаться, так как данный бизнес не изучен. По сути, сейчас это риски самой «НДВ Групп», а не международной компании. В Гонконге работает штаб-квартира «НДВ Глобал», определенные инвестиции уже привлечены. Деньги и большие возможности, конечно, есть, но мы сейчас эти средства никуда не вкладываем, что связано с валютными колебаниями. Все доллары или йены надо менять в рубли, но за день валюта может упасть на 10%, а за неделю на 20-30%, поэтому мы сейчас ждем штиля и более понятной ситуации на рынке. Пускай это «дно», но мы будем понимать, где находимся, и что делать. Не стоит принимать важные решения в ситуации неопределенности. Японские инвесторы и представители Гонконга проявляют серьезный интерес к инвестициям в инфраструктуру Москвы и московского региона. Проводятся переговоры с большими и представляющими для нас интерес фондами, в том числе венчурными. Сейчас рассматриваем сеть отелей, в которую японская компания потенциально готова инвестировать средства. Также идет глубокое изучение российского рынка, так как до этого у японцев было практически нулевое представление о России. Это можно сказать и о Гонконге. Зачастую на выполнение сделок уходят годы. Недавно «НДВ» подписала соглашение с китайской компанией по реализации девелоперского проекта общей площадью около 170 тыс. кв. м. Это будет вторая очередь большого бизнес-кластера, в состав которого войдут гостиницы, отели, торговые и офисные центры. Идет проектирование, процесс согласования планировочных решений. По сути, это один из самых крупных проектов с китайскими инвесторами за последнее время. Объем инвестиций пока не озвучиваем, так как еще не принято решение на счет валюты, в которой он будет исчисляться. Начать стройку планируем уже в этом году.
О.М.: Как продвигается проект хелипортов в Московской области, в том числе проект развития санитарной авиации и по созданию вертолетных площадок около больниц? Что будет сделано в ближайший год?
А.Х.: Чтобы заниматься санитарной авиацией, необходимо иметь все лицензии и сертификаты Росавиации, Ространснадзора и Минздрава, которые регулируют этот вид деятельности. Думаю, что сейчас нужно пересмотреть нормы для выполнения полетов санавиации. В настоящее время впереди всех по развитию данного сегмента перевозок Москва, она закупила два вертолета и осуществляет эту работу. Но для эффективной работы санитарной авиации в московском регионе нужно не менее 10-15 машин. После получения сертификата коммерческого эксплуатанта и необходимых допусков, мы планируем активно заниматься санитарной авиацией. Во всяком случае, будем участвовать в тендерах, если государство будет их объявлять. В альтернативу санавиации у нас создана поисково-спасательная служба (ПСО) «Ангел». Местом базирования ПСО «Ангел» является вертолетный комплекс «Хелипорт Москва», в прошедшем году пилоты отряда совершили более 170 вылетов и помогли найти 113 человек, в их числе девять детей. Уже с января 2016 г. пилоты отряда приступили к обучению, тренировкам и дежурствам в составе аварийно-спасательного формирования «Специализированная пожарно-спасательная группа «Кобра» (АСФ «СПСГ Кобра») на территории «новой Москвы». Обучение проходит совместно с МЧС. Первая группа из 17 человек уже закончила обучение, еще три группы по 17 человек готовятся его пройти. То есть мы обучим порядка 80 человек. Они получат специальные жетоны и фактически станут настоящими спасателями. И летом московский регион и близлежащие области будут «закрыты» нашими волонтерами. Проект осуществляется на наши собственные средства. В том числе мы оказываем помощь людям, попавшим в сложные ситуации - аварии, поиск потерявшихся в лесах людей. Обращаются к нам через службу 112 или звонят напрямую. И, конечно, самая большая работа, которую мы осуществляем - это сотрудничество с «Лиза Алерт», «Красным Крестом» и «Полярной звездой», которые сообщают о поисках. Наше волонтерское движение было признано в Московской области, мы получили премию губернатора. Проект по созданию вертолетных площадок около больниц реализуется совместно с Минтрансом Подмосковья. Сейчас они определяют его необходимость и целесообразность. Как только подмосковное правительство задекларирует все параметры проекта, мы готовы активно включиться. Уверен, что площадок у больниц будет появляться все больше. Но здесь самое главное – соблюдение всех норм безопасности.
О.М.: Как обстоят дела с проектом создания отечественного вертолета?
А.Х.: Мы этим вопросом занимаемся, проект в стадии реализации. Философия его от того, когда мы о нем заявили, и к чему мы сейчас пришли, изменилась кардинально. Мы хотим создать уникальный вертолет, электрический. Это должен быть «Тесла». Но в сегодняшних условиях я вижу целесообразность его создания, но нет экономической целесообразности производства таких воздушных судов в России.
О.М.: Какие законодательные инициативы вы может поддержать и предложить в рамках участия в координационном совете Минтранса РФ?
А.Х.: Мы вносим различные законодательные инициативы, в том числе много технических. Полеты над Москвой должны быть специфичными, сделать их массовыми было бы неправильно - это будет неудобно для жителей Москвы, ведь мегаполис нашпигован жильем. Небо над Москвой необходимо открыть спасательным службам и минимальному количеству допущенных до этих полетов лиц. Думаю, в перспективе над Москвой будут осуществляться полеты, но они должны быть минимальными - над реками, железнодорожными путями. Также есть предложение к правительству и Минтрансу о создании специализированного департамента по развитию малой авиации. Думаю, что создание органа с такими функциями выведет авиацию общего назначения в России на новый уровень.