На сегодняшний день Московский метрополитен состоит из 14 линий, включая ветку монорельсовой транспортной системы. Его территория, за исключением Московской кольцевой линии (МЦК), находится под охраной подразделений Управления внутренних дел на Московском метрополитене ГУ МВД России по Москве. О том, как строится работа специального подразделения полиции, о самых распространенных преступлениях в подземке, а также о взаимодействии с подразделениями транспортной безопасности метро, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Елене Демиденко рассказал начальник УВД на Московском метрополитене, генерал-майор полиции Николай Савченко.
Елена Демиденко (Е.Д.): Метрополитен является крупнейшим транспортным предприятием города, ежедневно его услугами пользуются свыше 8 млн пассажиров. А какова штатная численность и структура УВД на Московском метрополитене?
Николай Савченко (Н.С.): В состав управления входит девять отделов полиции, осуществляющих охрану общественного порядка и безопасности Кольцевой и радиальных линий метрополитена, а также полк по сопровождению поездов. На сегодняшний день общая штатная численность управления составляет чуть более 5,5 тыс. человек. Работа ведется в круглосуточном режиме.
Е.Д.: Подземка в последние годы развивается колоссальными темпами. В связи с этим предусмотрены ли какие-то структурные и организационные изменения в работе управления?
Н.С.: Руководством города принято крайне важное решение о расширении зоны охвата метро, которое мы, безусловно, поддерживаем. Этот вид транспорта должен быть максимально доступен для граждан. При этом растет и территория обслуживания УВД на Московском метрополитене. Так, 26 февраля произошел исторический момент - открытие первого участка Большой кольцевой линии, состоящего из пяти станций. 22 марта приросла тремя станциями Люблинско-Дмитровская линия. А 30 августа состоялось открытие нового участка Калининско-Солнцевской линии метрополитена, включающего семь станций. На сегодняшний день сотрудники управления работают на 228 станциях метро, включая шесть станций монорельсовой транспортной системы. Увеличение территории обслуживания не сказалось на управлении, у нас достаточно нарядов. К тому же мы плотно взаимодействуем со службой безопасности метро. Единственный вопрос - удаленность некоторых станций от головных отделов. Для личного состава увеличивается время заступления на службу и возвращения с нее. Время тратится на доставление задержанных в отделы и выдвижение групп немедленного реагирования на происшествия. Однако вопросы находятся на стадии обсуждения и решения.
Е.Д.: Дополнительные отделы будут создаваться? Где они будут находиться и какую именно территорию будут обслуживать?
Н.С.: Пока новые подразделения не созданы, но перспектива очевидна. Вопрос дислокации крайне сложный - необходимы площади, соответствующие многим ведомственным требованиям. Как минимум один новый отдел нам необходим. На Большую кольцевую линию, где будет 31 станция.
Е.Д.: Сколько в среднем нарядов полиции ежесуточно выходит на территорию метрополитена?
Н.С.: На станции, в вестибюли и подвижной состав выходит до 700 наших сотрудников.
Е.Д.: По какому принципу назначаются наряды сопровождения поездов?
Н.С.: Все зависит от ситуации и оперативной обстановки. Мы анализируем, где больше всего преступлений и правонарушений совершается, и исходя из этого, принимается решение о направлении в том или ином количестве нарядов на станции и перегоны. Как только ситуация нормализуется, происходит передислокация.
Е.Д.: А сколько всего преступлений зафиксировано на метрополитене в 2018 г.? Какие из них происходят чаще всего?
Н.С.: В текущем году зарегистрировано 990 преступлений в метро. Большая часть из них - это кражи личного имущества граждан (400 эпизодов). Злоумышленники воруют кошельки и телефоны. Люди пользуются гаджетами в поездках, а о бдительности забывают. Этим и пользуются преступники. А ведь сейчас ко многим смартфонам привязаны банковские карты. Получив доступ к телефону, вор может по своему усмотрению распоряжаться и сбережениями своей жертвы. Мы всегда призываем граждан к внимательности - предупреждаем, развешиваем соответствующие информационные стикеры. Тем не менее, карманные кражи остаются самыми распространенными преступлениями в столичной подземке.
Е.Д.: Какие административные правонарушения чаще всего совершаются в метро?
Н.С.: Всего за 10 месяцев 2018 г. за совершение административных правонарушений составлено свыше 34 тыс. административных материалов, из них более чем в 25 тыс. случаях вынесены решения о привлечении к ответственности. Основными видами правонарушений, выявленных сотрудниками управления за текущий период, являются распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции, появление в общественных местах в состоянии опьянения, нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в страну и мелкое хулиганство.
Е.Д.: Насколько сказывается на состоянии правопорядка в подземке внедрение системы видеонаблюдения, в том числе функции распознавания лиц FaceControl?
Н.С.: Это очень хороший, положительный момент в обеспечении правопорядка и общественной безопасности. Во-первых, системы помогают нам раскрывать преступления. А во-вторых - профилактируют, дисциплинируют граждан, которые, понимая, что находятся в зоне видимости камер, не допускают правонарушений. К тому же системы видеоконтроля помогают выявлять лиц, находящихся в розыске.
Е.Д.: Вы говорили о том, что полиция хорошо взаимодействует со службой безопасности метро. В чем заключается это взаимодействие?
Н.С.: В соответствии с федеральным законодательством в метрополитене на постоянной основе функционируют досмотровые зоны. Сотрудники службы безопасности осуществляют проверку багажа и ручной клади пассажиров, а при необходимости - более тщательный досмотр с использованием специальных технических средств. В 2018 г. ими всего досмотрено свыше 117 млн граждан, из которых почти 57 млн - с багажом.
Если в ходе досмотров выявляются подозрительные предметы, то информация о данных фактах сообщается сотрудникам полиции, несущим службу на станциях. А уже работники правоохранительных органов разбираются с каждым конкретным случаем, но чаще всего у пассажиров действительно имеются все необходимые разрешительные документы.
Е.Д.: В базовом наборе досмотрового оборудования служб безопасности на транспорте есть различного рода газоанализаторы, которые в народе назвали электронными носами. Можно ли считать их своего рода заменой питомцам вашего центра кинологической службы?
Н.С.: Никакая даже самая современная техника не сможет заменить служебную собаку ни по мобильности и маневренности, ни по качеству работы. Наши служебные собаки могут отработать со своими кинологами и в вагоне, и в подуличном переходе, и на платформе станции при обнаружении бесхозного предмета. Более того, наши кинологи нередко работают и с досмотровыми группами при входе на станции метро.
Е.Д.: Вы упомянули о том, что сотрудники полиции работают в метрополитене не только днем, но и ночью. А какие функции на них возложены после закрытия подземки для пассажиров?
Н.С.: Да, в ночное время наряды не снимаются. На станциях и в тоннелях производятся различного рода работы. Полицейские обеспечивают пропускной режим, проверяют платформы и подвижной состав перед открытием метро для пассажиров.
Е.Д.: Актуальна ли сейчас проблема проникновения в тоннели метро?
Н.С.: Граждане иногда совершают попытки проникнуть в метро через шахты и наземные сооружения. На подобные случаи реагируем и мы, и наши коллеги из территориальных органов внутренних дел. Нарушители выявляются и привлекаются к ответственности за незаконное проникновение в зону транспортной безопасности. Штрафы за подобные действия достигают 30 тыс. руб., вплоть до административного ареста на срок до 10 суток.