Заместитель председателя комиссии Мосгордумы по образованию, директор столичного Центра патриотического воспитания и школьного спорта Ольга Ярославская предложила сделать обязательной программу «Я умею плавать» и ввести такое умение в стандарт физического развития московского школьника. Об этом, а также о своих предложениях по усовершенствованию порядка обучения Основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) и правилам дорожного движения (ПДД) она рассказала корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Екатерине Фоминой.
Екатерина Фомина (Е.Ф.): Ольга Владимировна, добрый день! Вы ранее предлагали изменить подход к преподаванию урока физкультуры и разрешить детям выбирать вид спорта и время посещения занятий. Теперь эти идеи вы разрабатываете в своей научно-исследовательской работе. Есть ли еще какие-то предложения, касающиеся физического развития школьников Москвы, которые вы описываете в работе, и о которых могли бы сейчас рассказать?
Ольга Ярославская (О.Я.): Добрый день! Действительно, сейчас Центр патриотического воспитания и школьного спорта как модератор урока физической культуры разрабатывает в рамках научно-исследовательской работы, в том числе, стандарт физического развития московского школьника. Мы хотим предложить сделать обязательной программу «Я умею плавать».
Каждый ребенок должен уметь плавать. Я хочу ввести это в стандарт московского школьника, это важно. Сколько детей тонет! Почему нельзя научить ребенка плавать? Конечно, могут быть какие-то чрезвычайные ситуации – шторм, например, или у ребенка могут быть проблемы со здоровьем, но не должно быть так, что ребенок просто попал в яму с водой и утонул.
Мне кажется, московские спортивные базы с их оснащением вполне себе могут поставить эту амбициозную задачу и выполнить ее.
Е.Ф.: Есть ли еще предмет, подход к обучению которым, на ваш взгляд, следовало бы изменить?
О.Я.: Сейчас я думаю, например, о том, что надо переводить предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в некие модульные программы, как предлагалось уже сделать с уроком физической культуры.
На мой взгляд, ОБЖ не является базовым предметом, он собирается, как конструктор. Если мы говорим о химзащите, то это относится к уроку химии, если о первой медицинской помощи – к биологии, если о начальной военной подготовке – к физкультуре. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» должен быть предметом, который растворен во всех других, он должен быть подсвечен и акцентирован именно как ОБЖ, и тогда не надо будет делать отдельный предмет.
То есть нужно интегрировать уроки ОБЖ в школьные предметы, чтобы это был не отдельный предмет, а обучение основам в рамках основных дисциплин. Кроме того, необходимо интегрировать элементы обучения и в дополнительное образование.
Например, если девочки на труде начинают вышивать бисером, можно объяснить, как правильно и безопасно пользоваться иголкой. Зачем для этого нужен отдельный предмет ОБЖ? Или взять обучение правилам дорожного движения. Как можно выучить их за партой? Невозможно учиться безопасно жить, не участвуя в соответствующих ситуациях.
Считаю необходимым учить ПДД на практике – выходить на улицу или использовать при обучении симуляторы, такие есть в детских садах.
Е.Ф.: Ольга Владимировна, расскажите, какая работа по патриотическому воспитанию сейчас ведется в московских школах?
О.Я.: Все московские школы открыты к сотрудничеству с выдающимися людьми столицы. Например, наши спортсмены проводят «Урок от чемпиона». Чемпионы приезжают в школы и проводят урок физкультуры, играют с ребятами в подвижные игры. Есть в Москве фонд «Перспектива», ребята-колясочники проводят уроки толерантности, проект называется «Уроки доброты». Однако, замечу, что сейчас просто не хватает людей, которые готовы тратить свое время на уроки для школьников. И потом, нужно ведь не просто прийти к ребятам и помолчать - надо иметь талант, харизму, расположить к себе ребенка, не каждый это может. Да, вероятно, он и хотел бы, но не умеет. Но для таких людей у нас есть решение. Мы, центр патриотического воспитания и школьного спорта, готовы организовать интервью и публиковать его на базе Московской электронной школы. Думаю, нас может поддержать Мособр ТВ (Московский образовательный канал – прим. Агентства «Москва»), телевидение, и тогда у таких застенчивых людей или у тех, кто ограничен в свободном времени, можно будет брать интервью, записывать с ними видео.
Эти интервью затем можно было бы скачивать и разбирать на уроках, а преподаватель сопровождал бы их нужными комментариями.
При этом, считаю, что надо говорить не только про героев Великой Отечественной войны, надо говорить о том, как наша страна развивалась, какие у нас были трудовые подвиги. Мы живем в хорошо организованном современном обществе – так ведь кто-то все это создал, кто-то придумал.
Мы уже обсуждали идею о том, чтобы записывать интервью, с общественными организациями. Они могут этот контент создавать сами, нам нужны руки. У них есть историческая хроника, информация о героях, пусть делятся этими сведениями. А вот привести все это в соответствие с образовательными стандартами, направить в правильное методические русло, расставить акценты – это уже забота профессионалов сферы. И мы это делать готовы: главное – предоставьте нам для работы нужный материал.