Меню Поиск

Закрыть

Роспотребнадзор дал рекомендации по оформлению микрокредита

05.11.2019 06:31

Роспотребнадзор дал рекомендации по оформлению микрокредита

Теги: Кредиты , Роспотребнадзор , оформление

В Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) рассказали, как правильно оформить микрокредит. Об этом сообщает пресс-служба ведомства.

«Обязательно проверьте, входит ли микрофинансовая организация (МФО) в государственный реестр МФО на сайте Банка России или в специальном электронном справочнике. Будьте бдительны, опасайтесь мошенников! Избегайте организаций, сотрудники которых хотят выдать вам кредит очень быстро, «не отходя от кассы». К оформлению кредита всегда нужно подходить с «холодной головой». Трезво оцените свои доходы и размер ежемесячного платежа по кредиту с учетом процентов», - говорится в сообщении.

Так, по закону максимальная процентная ставка по краткосрочному микрозайму сроком до года составляет 1% в день. То есть переплата за 30 дней составит 30%. При этом заемщику не стоит надеяться, что он возьмет немного «быстрых денег» под 1% в день, а потом сможет перезанять под «нормальные» проценты у друзей или в большом банке. Кредитная организация может отказать ему в новом кредите без объяснения причин, а родственники и друзья в период распродаж или перед праздниками будут рады помочь только советом, а не деньгами.

«Помните, что ваш дом или квартира - ваша крепость. Никогда не оформляйте микрокредит под залог имущества. Если вы оформите кредитный договор с залогом имущества, вы можете его потерять, если не сможете вносить платежи по кредиту с учетом высоких процентов вовремя», - отметили в пресс-службе.

Также следует избегать дополнительных услуг. Надо внимательно прочитать индивидуальные условия кредитования и убедиться, что в них нет страховых, юридических, консультационных, медицинских или иных услуг, никак не связанных с оформлением кредита. Не нужно подписывать документ, в котором есть информация о том, что заемщик согласен с условиями и тарифами, если он эти тарифы и условия не видел или не получили их на руки в печатном виде. Эти условия являются неотъемлемой частью договора и должны входить в комплект документов заемщика. Если данные об условиях и тарифах размещены «где-то на сайте», или находятся «в главном офисе компании», то их необходимо изучить особенно тщательно.

Помимо этого, в Роспотребнадзоре напомнили об основных рисках для потребителей рынка микрофинансовых услуг: снижение процента положительного решения о выдаче микрозайма МФО, включенными в госреестр и, как следствие, повышение количества обращений к МФО, находящимся в тени; практика легальных МФО, игнорирующая принципы ответственного кредитования и позволяющая предоставить дорогие микрозаймы закредитованным и безработным потребителям; игнорирование потребителями положений договора с МФО или нежелание ознакомиться с ними подробно; использование микрозаймов не в только в экстренных случаях, когда срочно необходимы денежные средства, но и для совершения повседневных бытовых расходов; значительный процент потребителей услуг МФО со средним и ниже среднего уровнем финансовой грамотности, который предполагает недостаточные знания об МФО и оказываемых ими услугах, а также рисках, которые несут микрозаймы.

Кроме того, к основным рискам на рынке микрокредитования относится недостаточное финансовое планирование; непонимание рядом потребителей, что микрозаймы не предназначены для долгосрочных финансовых потребностей, которые не способствуют поиску альтернативных вариантов заимствований; рост неоправданной долговой нагрузки заемщиков из-за начисления высоких процентов по микрозаймам; неправомерное использование персональных данных заемщиков в интернете; растущее количество нелегальных игроков рынка микрофинансирования, превышающее число легальных МФО в три раза; растущее среднее значение полной стоимости кредита, в частности для микрозаймов сроком до 30 дней и на сумму до 30 тыс. рублей.

В материале также представлены данные исследования, по которому потребителя микрозайма «до зарплаты» можно описать как среднестатистического россиянина со стандартным набором финансовых продуктов и услуг. Основным источником его дохода является зарплата. При этом основные расходы состоят из трат на услуги ЖКХ, продукты и лекарства, обслуживание машины, расходов на детей, оказания финансовой помощи родственникам. Также большинство потребителей микрозаймов считают, что финансовое положение их семьи среднее и ниже среднего. Исследование показало, что цели оформления подобных займов напрямую связаны с экономическим положением региона. Так, в Москве микрозаймы «до зарплаты» в основном приходятся на покупку престижных товаров (мобильные телефоны, одежда), в регионах - для погашения долгов и кредитов, а также на нужды первой необходимости (продукты питания) и лечение. Женщины пользуются такой услугой в 1,8 раза чаще, чем мужчины.

При этом зафиксировано, что у четверти заемщиков (26%) размер микрозайма «до зарплаты» превышает их ежемесячный доход (у 11% - в 1,5 раза и у 15% - в два раза и более), у трети (33%) - превышает половину ежемесячного дохода. Как правило, у клиентов МФО уже есть кредит в банке: в Москве такая цифра составляет 58% респондентов, в то время как в регионах - 25-28%. Большинство заемщиков знают дневную процентную ставку по своему займу. Однако, в целом, уровень финансовой грамотности заемщиков достаточно низкий.

Так, 54% потребителей услуг МФО не в курсе годовой процентной ставки по своему займу. 54% потребителей не проводят анализ условий предоставления той или иной финансовой услуги в различных компаниях на постоянной основе. Больше половины потребителей в той или иной степени не понимают условий договора займа. 70% потребителей не ведут постоянный учет всех доходов и расходов. 18% потребителей считают, что можно не отдавать заем. Более 60% потребителей не предпринимают никаких активных действий по сбережению или инвестированию средств.

Рубрика: Экономика , Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок