Первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин (КПРФ) предлагает упростить школьную программу, исключив из нее некоторые необязательные части, чтобы дети усваивали предметы более основательно. Об этом он заявил Агентству городских новостей «Москва».
«Сравнивая советский учебный план с современным, мы видим, что по большинству базовых предметов в школе количество часов сокращено: по русскому, математике, физике, химии, биологии, истории, литературе. Резко выросло только по иностранному языку и обществознанию. При этом программа осталась прежней или даже увеличилась. Понятно, что при таком количестве часов дети не способны усвоить такую сложную программу. Первое, что нужно сделать, - внимательно посмотреть школьную программу и исключить из нее некоторые необязательные части, добиваясь того, чтобы дети усваивали то, что осталось, более основательно», - отметил парламентарий.
Он добавил, что проблема репетиторов в основном связана с подготовкой к единому госэкзамену.
«Когда я встречался со старшеклассниками одной хорошей московской школы, я спросил: кто готовится к ЕГЭ с помощью репетиторов. Руки подняли практически 100%. Действительно, как правило, ЕГЭ не удается хорошо сдать, не привлекая репетиторов, за редким исключением. Мы неоднократно предлагали перевести единый госэкзамен в добровольный режим, дать возможность выпускнику выбирать классический экзамен или ЕГЭ. Такая система в России работала с 2002 по 2008 годы, в Крыму осталась до сих пор. Это в значительной мере сняло бы проблему репетиторов, хотя не полностью», - уточнил Смолин.
Депутат напомнил, что, по социологическим данным, если поделить по уровню доходов всех российских родителей, семей на 10 групп, то получается, что в первых двух группах затраты на образование выше в пять раз, чем в двух нижних группах.
«Это означает, что в России не существует равных образовательных возможностей, дети не равны по возможности получения образования, поскольку от ЕГЭ зависит, в какой вуз они поступят или не поступят. Полностью заблокировать перенос социального неравенства в сферу образования, к сожалению, невозможно, но надо заниматься уменьшением социального неравенства в стране. Нужно увеличивать доходы семей с невысокими доходами. Это делается благодаря прогрессивным налогам, поддержке семей с детьми. Нужно ограничивать социальное неравенство за счет увеличения доходов людей, относящихся к группам бедных и людей среднего класса», - пояснил Олег Смолин.
Ранее «Известия» сообщали, что по данным «Мониторинга общего образования» РАНХиГС, каждый пятый школьник (70%) не усваивает программу, родителям приходится нанимать репетиторов или оплачивать курсы. Размер рынка дополнительного школьного образования в России оценивается в 138 млрд руб., а к 2021 году он вырастет до 175 млрд руб. Однако репетиторы не должны быть единственным решением проблемы, школьную программу нужно совершенствовать, считает директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко.
Освоение школьниками обязательной программы регулирует Федеральный государственный стандарт образования.