Региональные власти имеют право вводить собственные санкции при отсутствии таких норм в федеральном Кодексе об административных правонарушениях. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил ректор Московского государственного юридического университета (МГЮА) имени Кутафина Виктор Блажеев.
«Определение, установление административной ответственности - это предмет совместного ведения РФ и субъекта РФ. Это предусмотрено ст. 1.3.1 КоАП РФ. Исходя из этого и Россия в целом, и субъект РФ может устанавливать административную ответственность за нарушение соответствующих нормативно-правовых актов РФ и субъекта РФ. Действительно, ст. 20.6.1 КоАП РФ предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, где существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации и в зоне ЧС. Там предусмотрены соответствующие санкции», - сказал он.
Эксперт пояснил, что при отсутствии в федеральном законодательстве тех или иных норм, если они прописаны в законодательстве субъекта РФ, они подлежат применению на территории соответствующего региона.
Так, ст. 20.6.1 КоАП РФ не охватываются те конкретные действия, которые предусмотрены ст. 3.18.1 КоАП Москвы: ответственность за невыполнения гражданами требований нормативно-правовых актов Москвы, направленных на введение обеспечения режима повышенной готовности в столице, а также на соблюдение режима самоизоляции.
«Режим самоизоляции предусмотрен указами мэра Москвы, все действия там перечислены. Они не подпадают под действия федерального законодательства, которое не содержит этих действий в ст. 20.6.1, поэтому здесь применяется законодательство субъекта РФ, в части тех действий, которые предусмотрены ст. 3.18.1», - подчеркнул Блажеев, добавив, что санкции, не предусмотренные московским законом, будут применяться в соответствии с федеральным КоАП.
Президиум Верховного суда РФ 21 апреля опубликовал обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции. В нем разъяснены вопросы применения процессуального, гражданского законодательства, законодательства о банкротстве, уголовного законодательства, законодательства об административных правонарушениях.
Как пояснил Блажеев, данный документ является рекомендательным. «Они (ответы на вопросы - прим. Агентства «Москва») не имеют общеобязательного характера разъяснения, они просто ориентируют суды как поступать в той или иной ситуации. Хотя это не относится к числу никаких руководящих положений, потому что только постановления пленума Верховного суда имеет обязательное значение для судов», - заключил эксперт.