Департамент культурного наследия Москвы утвердил предмет охраны главного дома усадьбы архитектора Александра Кузнецова, который жил и работал здесь в 1915-1954 годах. Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
«В предмет охраны одноэтажного особняка Кузнецова, расположенного по адресу: Мансуровский пер., д. 11, включили местоположение, планировку, а также все ценные элементы, формирующие облик здания. Эксперты определили историческую и художественную ценность ограды, фасадов и внутреннего убранства дома», - говорится в сообщении.
Отмечается, что фасады выполнены в стиле ампир, а его интерьеры - в неоклассическом и псевдорусском стилях. Здание обладает статусом объекта культурного наследия федерального значения и охраняется государством. Сегодня в особняке проживают потомки Александра Кузнецова.
Как сообщается в материале, история усадьбы берет начало в 1820 годах, когда главный дом в стиле ампир был полностью деревянным. Нынешний облик особняк приобрел в 1915 году, когда известный столичный архитектор Александр Кузнецов купил владение для себя и своей семьи. Новый хозяин решил перестроить дом по собственному проекту. В результате площадь здания значительно увеличилась. Например, в доме надстроили мезонин, который можно увидеть со двора. Здесь размещались комнаты трех дочерей архитектора. Кроме того, особняк объединили с одним из усадебных корпусов, появилась каменная пристройка. Там находился кабинет-мастерская архитектора.
«Убранство фасадов Александр Кузнецов практически не изменил. На всех наружных стенах остался лепной ампирный декор - карнизы, барельефы с античными сюжетами и медальоны. А вот высокий глухой деревянный забор, примыкающий к дому, снесли. Вместо него построили каменную ограду с кованной ажурной решеткой и маленькой - чуть больше 1 м в высоту - деревянной калиткой. Ее, кстати, можно увидеть в фильме «Жестокий романс» Эльдара Рязанова. Именно через эту калитку убегали Лариса Огудалова и Паратов со званого обеда Карандышева - режиссер поселил чиновника в доме в Мансуровском пер.», - приводятся в сообщении слова главы столичного департамента культурного наследия Алексея Емельянова.
Отмечается, что ценность представляет и декор интерьеров дома. Их оформлением занимался сам Александр Кузнецов. Все комнаты выполнены в неоклассическом стиле, только одно помещение, столовая, - в псевдорусском. Так, главный элемент столовой - печь, выложенная изразцами. На них изображен двуглавый орел и герб дома Романовых с грифоном. Стены до сих пор украшают обои с росписями на ярко-золотом фоне, которые были представлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900 году. Эти обои Александру Кузнецову подарил художник и искусствовед Николай Соболев.
Как поясняется в материале, из столовой можно перейти в гостиную, оформленную в синем и белом цветах. Ее украшают колонны из искусственного мрамора. В бывшем кабинете архитектора находится высокая печь с камином, выложенная белым кафелем. За ней расположена арочная ниша с балконом. Попасть на него можно по почти незаметной узкой винтовой лестнице. Уточняется, что эти и другие элементы интерьера специалисты включили в предмет охраны особняка. Алексей Емельянов напомнил, что теперь реставрацию особняка можно будет проводить только с учетом предмета его охраны.
Александр Кузнецов руководил строительством знаковых зданий в Москве. Это комплекс Центрального аэрогидродинамического института имени Жуковского на ул. Радио, здания Всесоюзного электротехнического института (сегодня - Всероссийский электротехнический институт) на ул. Краснознаменская, а также Московского текстильного института (сейчас - структурное подразделение Российского государственного университета имени Косыгина) на ул. Малая Калужская.