В сентябре 2020 года столичный Дептранс сообщил, что совместно с НИУ ВШЭ определил два перспективных маршрута речного транспорта. Первый пройдет от парка «Фили» до Киевского вокзала, второй от Новоданиловской набережной до района Печатники. Свое видение речного транспорта для столицы представил национальный центр промышленного дизайна и инноваций «2050.ЛАБ», после публикации информации о концепте, его дизайн оценил в своем блоге мэр Москвы Сергей Собянин.
Об особенностях проекта, о том, как разграничить туристический и общественный транспорт, как создать стимулы для поездок по реке, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Ольге Мусиновой рассказал шеф-дизайнер «2050.ЛАБ» Алексей Шаршаков.
Ольга Мусинова (О.М.): Развитие речной инфраструктуры в Москве только начинается. Расскажите, как «2050.ЛАБ» участвует в этом процессе?
Алексей Шаршаков (А.Ш.): Наша компания находится в Москве. Мы следим за изменениями столицы, ее динамичным развитием. А так как одна из ключевых компетенций дизайн-студии - разработка дизайна транспорта, мы решили подумать над тем, как могут выглядеть речные трамвайчики, инфраструктура.
О.М.: Использовался ли при создании концепта международный опыт?
А.Ш.: В какой-то мере все, что человек видел или о чем знает, накладывает отпечаток на его работу. К тому же есть обязательный этап любого проекта - дизайн-исследование. В ходе него изучается то, что было сделано, планировалось, придумывалось на ту или иную тему. Внимательно смотрели мы на практику Амстердама. Стилистически там достаточно простые суда, они глубоко интегрированы в окружающую среду. Изучалась и советская история, проекты речных трамвайчиков 1930-х.
О.М.: Проекты почти вековой давности, неужели они могут быть интересными? Чем?
А.Ш.: Трамвайчики действительно классные, даже по современным меркам. Над проектами тогда работали художники-конструкторы. И выглядят суда куда привлекательнее, чем те, что сделаны, к примеру, в 1970-х. В форме, в экстерьере больше образности. Трамвайчики 1930-х каплевидные, с обтекаемой капитанской рубкой наверху. Они напоминают подводные лодки. Просто вау. Жаль, что регулярного сообщения тогда не случилось. Людей в Москве было не так много, к тому же строилось метро. Оно и стало основным транспортом. А на реке появились туристические суда.
О.М.: Есть мнение, что речным транспортом никто не будет пользоваться, так как неудобно, долго и так далее. Что вы об этом думаете?
А.Ш.: В этом и «соль» проекта. Речной транспорт - не просто отдельный трамвайчик, но и инфраструктура вокруг. Это неоднократно проговаривалось руководством столицы. Разрабатывая концепт речного транспорта, мы предложили комплексный проект со станцией, шаттлом к метро. Сделали акцент на удобстве и скорости перемещения пассажиров.
О.М.: Что входит в комплексный проект? Как работает система?
А.Ш.: Чтобы было более понятно, опишу так называемый сценарий пользования. Мы рассматривали путь человека из одной точки в другую, пытались понять, как должна измениться среда, чтобы пассажир выбрал реку, а не метро или другой транспорт.
Представим, что человек выходит из дома. Он берет самокат и проезжает два-три квартала до реки. Тут куда-то надо деть самокат. Поэтому предусматриваем перехватывающую парковку для самокатов, а также автомобилей и велосипедов. Дальше человек садится на трамвайчик. Логично, что должна быть станция. Лучше - такая, чтобы трамвайчики могли двигаться параллельно друг другу, прибывая на станцию одновременно: это ускорит движение, упростит навигацию. Вот человек на нужной ему остановке. Потом надо пересесть на метро. Как туда добраться? На такси или пешком. Это не всегда удобно, да и накладно. Поэтому мы добавили в проект шаттл, который может быть даже беспилотным. Расписание синхронизировано с прибытием и отправлением трамвайчиков. Так появляется логика в проекте. Трамвайчики включаются в единую систему московского транспорта.
О.М.: Как выглядит судно? Расскажите про приемы, создающие комфорт для пассажиров?
А.Ш.: Судно у нас не одно. Есть три варианта. Во всех предусмотрен панорамный обзор. Так пассажиры смогут в деталях осмотреть берега, увидеть город под новым углом. И все это - сидя в эргономичных креслах. Шаг между ними просчитан так, чтобы человек любой комплекции мог легко занять место.
В остальном - концепты разные. У первого достаточно спокойный дизайн экстерьера, это современное судно, где пассажиру будет уютно и комфортно. Второй вариант выделяется отрицательным наклоном стекла и вынесенной отдельно капитанской рубкой: она будто нависает над водой впереди пассажирского салона. Это увеличивает обзорность, придает судну футуристичный вид. Ночью такой трамвайчик будет заметен благодаря характерным огням впереди. Третий вариант самый яркий - это судно с достаточно агрессивным дизайном, напоминающее греческую трирему. Капитанская рубка здесь находится на «втором» этаже, что также увеличивает обзорность.
О.М.: Что из себя представляет станция?
А.Ш.: Это транспортно-пересадочный узел, оснащенный технологиями «Индустрии 4.0». Специальные сенсоры анализируют число пассажиров на причале. Отследить загруженность станций, погодные условия, а также узнать, где есть споты аренды каршеринга или проката самокатов, можно через специальное приложение. На самих причалах о графике открытия шлюзов, предназначенных для посадки и высадки пассажиров, рассказывает электронное табло.
Внешне станции необычны. Они будто состоят из двух слоев: внутренний стеклянный объем в сочетании с бетонными и железными конструкциями. Акцент также сделан на панорамность: есть элементы стеклянного потолка, стен и даже пола. Одна часть станции находится на берегу, а вторая нависает над водой, пропуская под собой суда. Спуститься к ним пассажиры могут по эскалаторам.
О.М.: А люди с повышенными потребностями смогут пользоваться трамвайчиками?
А.Ш.: Конечно! Станции обязательно будут оборудованы пандусами или специальными устройствами, по которым удобно спускаться к воде или подниматься людям на инвалидных креслах, а также пассажирам с детскими колясками, велосипедами или гироскутерами. Внутри трамвайчиков также продумано все необходимое.
О.М.: В каких цветах и подсветке предлагается выполнить речные трамваи и инфраструктуру для них?
А.Ш.: Можно предположить, что будут использоваться цвета и символика транспорта Москвы. Дизайн экстерьера трамвайчиков мы делали в единой стилистике с городскими автобусами, метро, поездами «Иволга», курсирующими по диаметрам. Это еще один способ выделить речные трамвайчики из массы прогулочных и туристических судов, привлечь пассажиров к новому виду городского транспорта, поддержать интерес к нему.
О.М.: Какие интересные и полезные для пассажиров сервисы предлагаются?
А.Ш.: Сам проект речного транспорта как общественного - это уже достаточно интересный и непривычный для москвичей сервис. Есть и другие предложения. Например, утром в течение первых двух часов работы речных линий пассажиры смогут получить «завтрак на борту». Чтобы перекусить, пассажиру не надо будет даже вставать из своего кресла: в каждом из них есть многофункциональные откидные столики, которые также можно использовать как рабочее пространство.
О.М.: Как далее предполагается развивать концепт?
А.Ш.: Традиционно концепт - это предположение о будущем. В дальнейшем он может быть детально проработан и воплощен в жизнь. Также на основе этого концепта могут появиться новые решения, где изначальные идеи сильно трансформируются и модернизируются. Концепт - это первый шаг в разработке проекта, где главная задача - создать в Москве такой общественный речной транспорт, который будет максимально удобен для пассажиров.