В 2020 году из-за пандемии коронавируса проведение Московского урбанистического форума в привычном формате было отменено, однако в 2021 году он состоится. О том, чего стоит ждать от мероприятия, выступления каких экспертов могут оказаться наиболее значимыми и повлияла ли ситуация с коронавирусом на работу архитекторов, в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Михаилу Щепину рассказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов.
Михаил Щепин (М.Щ.): Какие актуальные для строительной отрасли проблемы могут быть подняты на форуме? Как пандемия изменила его повестку для архитекторов урбанистов, проектировщиков?
Сергей Кузнецов (С.К.): То, что в городе возникают разные вопросы и запросы на улучшение, - это не проблемы, это нормальный городской процесс. И в сравнении с подавляющим большинством городов мира Москва, на мой взгляд, не проблемный город. У нас нет каких-либо сложившихся язв, вроде фавел, гетто, сегрегации по районам бедных и богатых - того, что присутствует даже во многих успешных городах. В Москве всего этого нет, это очень хорошие предпосылки для развития.
Есть различные пути решения градостроительных задач, которые поддаются корректировке с приходом разных триггеров. Пандемия является таким триггером, который подталкивает какие-то процессы, запускает или ускоряет их. Например, активизация онлайн-сервисов или развитие удаленной работы. Это происходит не только в Москве, но и во всем мире. Но, во-первых, про эти явления и так было известно. Во-вторых, это не вызывает каких-либо сиюминутных изменений в работе. То, что нужно мотивировать людей больше двигаться, заниматься спортом и собой, было понятно и так, просто пандемия заострила на этом внимание. Тема развития общественных пространств, спортивных площадок, беговых маршрутов в городе была на повестке дня. Сейчас, я надеюсь, это будет развиваться активнее.
Тема приближения места работы к жилью, вплоть до работы в режиме онлайн, тоже активная тема, влияющая на транспортную ситуацию. Мы знали об этих процессах и развивали их. Сейчас они будут развиваться более активно, в том числе в ключе развития Москвы как полицентричного города.
М.Щ.: Урбанистический форум - это площадка, где не только рассказывают о своем опыте, но и изучают чужой. Выступления каких экспертов, спикеров вы ждете?
С.К.: Я считаю крайне интересными выступления больших руководителей. Например, программные заявления и выступления Сергея Семеновича Собянина, я считаю, всегда интересны. Должен выступать исполнительный директор архитектурного бюро Zaha Hadid Architects Кристос Пассас. Оценка происходящего в Москве от представителей звездных международных офисов всегда интересна. Это люди с широким кругозором и выдающимся международным опытом, способные выносить острые суждения.
М.Щ.: Есть ли новые темы, которые мы можем представить миру? Ранее основными презентационными темами были реновация, развитие транспортной инфраструктуры (в свое время Московское центральное кольцо, сейчас - Московские центральные диаметры, строительство хорд).
С.К.: У нас идет серьезное развитие таких проектов, как «Большой Сити», Южный и Северный порты. Будем говорить о достижениях и грядущих планах программы реновации, о преобразовании набережных Москвы-реки, беспрецедентных масштабах строительства метро и дорог. Город стремительно развивается, и на форуме будет очень большое количество тем.
М.Щ.: Урбанистический форум в столице - большое мероприятие, но архитектурные идеи развиваются постоянно. Как успеваете следить за актуальными течениями?
С.К.: Процесс обмена информацией идет постоянно и непрерывно. Например, уже несколько лет я являюсь членом жюри премии MIPIM. В жюри входят топовые эксперты со всего мира, мы всегда много общаемся друг с другом. Это очень живой процесс, и он не прерывается ни в переписке, ни в Zoom. На мой взгляд, сегодня онлайн-формат позволяет реализовать всю широту общения. Я не вижу проблем с процессом обмена информацией.
Всегда есть проекты, которые интересно смотреть. У себя на странице в Instagram я каждую субботу публикую дайджест международных новостей - те проекты, которые в течение недели были главными инфоповодами мировой архитектурной повестки. Каждый год в мире проектируется и реализуется очень много потрясающих вещей в разных направлениях, поэтому не нужно ждать какого-то одного мероприятия, чтобы охватить все.
М.Щ.: И до пандемии актуальным для властей и общества был запрос на реализацию концепции здорового города. На ваш взгляд, что уже сделано для того, чтобы Москва была полноценным здоровым городом, дружелюбным для граждан, с комфортной средой и разнообразными сервисами?
С.К.: Концепция здорового города в Москве успешно реализуется. Сейчас мы обсуждаем такую специализированную вещь, как развитие беговых маршрутов. Помимо набережных Москвы-реки занимаемся развитием Яузы и прилегающих территорий. В рамках программы реновации мы планируем каждый район так, чтобы уличная среда мотивировала на занятие спортом, вложение сил в собственное здоровье. Работа все время планомерно идет, разложенная на много разных проектов, каждый из которых формируется на принципах концепции здорового города.
М.Щ.: Как вы считаете, способно ли бурное развитие онлайн-торговли как-то повлиять на востребованность привычных всем торговых центров?
С.К.: Во-первых, я не уверен, что конверсия торгового центра вообще возможна. Пока, надо сказать честно, тема онлайн-покупок не компенсирует торговые центры, потому что торговый центр это не только покупки, но и времяпрепровождение. Пока нельзя говорить о том, что торговые центры себя изжили из-за стремительного развития онлайн-торговли.
Тем не менее, я думаю, что с развитием более мелких городских форматов, с активным развитием первых этажей, формированием новых улиц, где будут представлены торговля, общепит и другие сервисы, наверное, торговые центры будут терять популярность. Сегодня они компенсируют недостаток досуга в районах (прежде всего спальных), люди выбираются оттуда, чтобы просто интересно провести время. Думаю, что спустя какое-то время мы увидим какую-то конверсию этих территорий, но я бы говорил не о превращении одного в другое, то есть о перепрофилировании торгового центра. Я бы говорил о развитии места, то есть территория, которая занята торговым центром, наверное, будет развиваться иначе.
М.Щ.: В перспективе стратегическая направленность нового Генплана Москвы в ее прежних границах, который действует до 2025 года, может быть расширена. Можете подробнее рассказать о вероятном изменении подхода к планированию в городе?
С.К.: Пока никто не собирается менять Генплан. Актуальность этого документа - отдельная большая тема для разговора. То, что в Москве сегодня есть утвержденный актуальный Генплан, - это факт, и я не вижу какой-то необходимости менять его.
М.Щ.: В этом году вы представите на фестивале «Архстояние» свой проект. Расскажите о нем подробнее.
С.К.: В этом высказывании много смыслов. Задача - сформулировать высказывание на тему «Личное», и я придумал проект «Русское идеальное», как, во-первых, некий манифест на тему того, что в России можно и нужно делать классные, качественные и остроумные вещи. Есть некое клише, что в России нельзя сделать качественно и быстро. Это полная ерунда, я считаю, что Россия может делать любую архитектуру мирового уровня.
Второй важный момент заключается в размышлении о будущем архитектуры. Куда движется индустрия с точки зрения технологий и творчества? Я считаю, этот проект затрагивает тему слияния архитектуры и технологий разных отраслей: IT, транспорта, авиации, флота. С точки зрения некого импрессионизма в архитектуре объекты прошлого сегодня поражают человечество не меньше, а, может быть, и больше, чем современная архитектура. Надо просто это признать. Исторические объекты, например, собор Василия Блаженного в Москве, Кельнский собор или Лувр в Париже все равно будут самыми популярными.
М.Щ.: Что же, на ваш взгляд, может повлиять на архитектуру настоящего и будущего, изменить ее?
С.К.: Мне кажется, что заимствование технологий из отраслей, в которых человечество достигло успехов, может дать шанс архитектуре стать интересным, привлекательным и ярким событием. Современные самолеты, яхты, корабли, компьютеры не просто лучше предыдущих, они являются чем-то совершенно новым. Этим проектом я хотел показать, что слияние технологий может порождать архитектуру, которая будет находиться на стыке разных дисциплин, потому что это не просто дом, это и объект дизайна, и корабль, и самолет, и космическая станция. Место для жилья может быть очень разным, и технологии развиваются так, что человечество сможет себе позволить делать архитектуру не просто традиционно, когда есть четыре стены и крыша, а новым способом, создавая нечто иное.