Москвичи могут ознакомиться с документами, которые свидетельствуют о строительстве Канала имени Москвы и сложностях, с которыми столкнулись специалисты Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.
«Канал имени Москвы - одно из главных сооружений времен сталинской реконструкции, соединившее Волгу с Москвой-рекой. Ожидалось, что это усилит роль Москвы как торгово-промышленного центра», - говорится в сообщении.
Отмечается, что идея построить канал появилась еще в XVIII веке, но технические возможности не позволяли это сделать вплоть до 1930-х годов. До 1947 года канал носил название «Москва - Волга», а затем его переименовали в честь 800-летия столицы в канал имени Москвы. К 1930-м годам население столицы увеличилось, тогда остро встал вопрос о снабжении города питьевой водой. Также для начавшейся индустриализации и реконструкции Москвы нужно было увеличить объем перевозок водным путем грузов, строительных и других материалов. Главная же водная артерия - Москва-река - не могла в достаточной мере обеспечить потребности стремительно растущего города. В 1931 году разработали план, в соответствии с которым нужно было начать использовать для водоснабжения Москвы ресурсы Волги. Вскоре началось и строительство канала.
Как сообщается в материале, трудности возникли уже в самом начале. Одной из основных проблем стала нехватка кадров. Причин этому было несколько: не было мест для приема пищи, гигиены и отдыха строителей, случались и частые простои в работе. Кроме того, для строительства недоставало материалов, а выделенные изначально фонды были сильно урезаны. Например, из отведенных первоначально 53 тыс. куб. м леса выделили только около одной пятой этого объема - всего 10 тыс. Были и сложности с поставками: например, почти через месяц после начала строительства не было ни одной поставки стекла. Все это грозило срывом сроков строительства, которые и так были ограничены.
Чтобы этого не допустить, Моссовет 11 июля 1932 года принял постановление, где ответственным организациям поручалось снабдить строителей канала «Москва - Волга» необходимыми материалами, оборудованием и обеспечить финансирование для создания требуемых условий труда. Также было приказано привлечь к строительству достаточное количество кадров - и специалистов, и рабочих. В результате к строительству привлекли около 100 тыс. рабочих, благодаря которым удалось реализовать один из крупнейших проектов в истории Москвы. Проведенные работы впечатляли и масштабом, и объемом, и сложностью: их фронт составил 130 км, на котором провели 53 млн куб. м земляных работ. Была достигнута и главная цель - увеличение водопотребления москвичей, которое выросло до 600 литров в сутки из расчета на одного жителя, а это почти в пять раз больше минимального гарантированного расхода - 117 литров в сутки. Кроме того, канал превратил Москву-реку в главную судоходную артерию столицы. Габариты канала и размеры камер шлюза позволили проходить его всем типам судов любых размеров.