В этом году в Московский государственный институт международных отношений (МГИМО) МИД России поступили около 200 абитуриентов, окончивших предпрофессиональные классы в школах столицы. Об этом, а также о перспективах развития частного и предпрофессионального образования и о том, чему должна учить детей школа будущего в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Ольге Константиновой рассказала проректор вуза, генеральный директор Фонда поддержки образовательных инициатив «Новый взгляд» Наталия Кузьмина.
О.К.: МГИМО входит в перечень организаций высшего образования, реализующих проекты предпрофессионального образования департамента образования и науки Москвы. Каковы результаты этого сотрудничества?
Н.К.: С самого начала реализации данных важнейших инициатив департамента образования и науки Москвы МГИМО выступал их активным участником. Преподаватели университета являются разработчиками заданий московского конкурса межпредметных навыков и знаний «Интеллектуальный мегаполис. Потенциал», участвуют в перекрестной экспертизе заданий, разработанных другими ведущими вузами Москвы.
Главный результат для МГИМО - в наш вуз приходят талантливые ребята, лучшие из лучших, победители и призеры упомянутого конкурса. Дело даже не в их блестящей успеваемости и высокой общей эрудиции. Они мотивированы и заинтересованы в учебе именно на выбранном направлении. Благодаря ранней профориентации уже на этапе поступления такие абитуриенты показывают себя как ответственные будущие молодые специалисты.
О.К.: Сколько московских школьников поступили в МГИМО после предпрофессиональных классов в этом году? Растет ли их число год от года?
Н.К.: В ходе приемной кампании этого года МГИМО выбрали около 200 абитуриентов, прошедших предпрофессиональную подготовку в школах-партнерах университета. Мы видим, что год от года их число неуклонно растет по мере развития и популяризации проектов предпрофессионального образования.
О.К.: Насколько важной вы считаете возможность обучения в предпрофессиональных классах?
Н.К.: На мой взгляд, данная возможность уникальна, поскольку она позволяет сберечь самый ценный ресурс - время: понять заранее свои сильные и слабые стороны, склонности и интересы. Ведь нередко случается, что студент, потратив массу усилий при поступлении, уже учась в институте, понимает, что его призвание не совпадает с выбранным направлением обучения. Проекты предпрофессионального обучения позволяют еще в школе «примерить на себя» ту или иную профессию, узнать ее особенности и сделать правильный, осознанный выбор.
О.К.: Чего не хватает современному предпрофессиональному образованию?
Н.К.: Необходимо отметить, что департаментом образования и науки Москвы проделана колоссальная работа и реализованы различные проекты предпрофессионального образования: инженерные, медицинские, педагогические, ИТ, предпринимательские, медиа, кадетские классы. Как представляется, здесь открывается простор для дальнейшего творчества, ведь есть еще столько профессий, которые могут получить соответствующее «школьное» измерение - юриспруденция, творческие специальности и многие другие.
О.К.: В целом какой вы видите школу будущего?
Н.К.: Мы живем в изменчивом и сложном мире. Школа будущего должна учить детей созидать, размышлять, находить и принимать решения, должна давать образование «в объеме» - и широту горизонта, и глубину понимания. Для этого каждая секунда, проведенная в школе, должна приносить ребенку максимум пользы - знания, навыки, опыт, радость человеческого общения, созидательный труд, счастье от творчества и достижений. На мой взгляд, от этих концепций должны отталкиваться и методическое обеспечение, и подходы к созданию новой инфраструктуры.
О.К.: Каково место фондов в развитии системы образования?
Н.К.: Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо обратиться к самой природе фондов как организаций. Главная цель фонда - приносить пользу обществу, обеспечивать реализацию благотворительных, культурных, образовательных, социальных инициатив. Аккумулируя внебюджетные средства и имея значительный опыт их инвестирования, фонды могут брать на себя риск поддержки потенциально прорывных образовательных проектов. Вместе с тем, осуществляя экспертизу заявок, фонд выступает в качестве мембраны - селективного барьера, пропускающего лишь по-настоящему значимые и перспективные идеи.
О.К.: Расскажите о фонде поддержки образовательных инициатив «Новый взгляд»? Какую работу он осуществляет?
Н.К.: Фонд «Новый взгляд» создан в целях поддержки образовательных инициатив, культурных, научных и иных проектов, программ и мероприятий, нацеленных на решение проблем и поддержку развития российского образования, а также создания концепции образовательных учреждений, отвечающих мировым стандартам. Наша цель - обеспечить условия, необходимые для развития детей в области естественно-научного, технического, гуманитарного и художественно-эстетического творчества.
О.К.: С какими инициативами фонд сейчас работает и с какими учебными заведениями взаимодействует?
Н.К.: Наш «якорный» партнер и соучредитель - МГИМО. Сегодня фонд помогает университету формировать вокруг себя экосистему школьных проектов, обеспечивать бесшовную интеграцию общего и высшего образования. В настоящий момент мы совместно с университетом готовим I Всероссийскую конференцию «Образовательная инициатива: школа будущего». Цель конференции - организовать профессиональное обсуждение и обмен опытом в области современного школьного образования, а также сформулировать видение целевого состояния и новых инициатив по развитию общего образования в России.
О.К.: Есть ли преимущества у частного образования перед государственным? Какие? В чем частное образование, наоборот, уступает государственному?
Н.К.: Частное и государственное образование - это две различные концепции. В первом случае акцент сделан на комфорте, во втором - на доступности. Традиционными преимуществами частного образования являются индивидуальный подход к ученикам, небольшие классы, широкие возможности внеклассного развития. Нередко частные школы работают по модели пансиона или полупансиона, обеспечивая проживание и питание. Вместе с тем стоимость обучения в подобных учебных заведениях может быть высока. Учитывая, что частных школ мало, кампус может располагаться далеко от дома, что представляет дополнительную сложность. Государственные учреждения образования, напротив, находятся в шаговой доступности: в общеобразовательные школы детей распределяют по месту жительства, что в свою очередь предопределяет большое количество учеников в классе. Немаловажно, что обучение в государственной школе полностью бесплатно. Однако часто в таких школах мало или полностью отсутствуют дополнительные занятия, хотя в последнее время наметилась тенденция на расширение внеклассного компонента.
О.К.: По данным из открытых источников, в России насчитывается почти 230 частных вузов и около 850 частных школ, в то время как государственных вузов около 500, а школ - более 40,3 тыс. То есть количество государственных учебных заведений явно преобладает. С чем это может быть связано? С недоверием частному образованию?
Н.К.: Это проистекает, главным образом, из упомянутых ранее особенностей. Не думаю, что данная ситуация связана с недоверием частному образованию. В течение почти всего прошлого столетия образование в нашей стране было только государственным. В современном прочтении частное образование в России существует всего три десятилетия - довольно небольшой срок для того, чтобы упомянутое соотношение претерпело значимые изменения.
О.К.: Нужно ли, на ваш взгляд, развивать частные средние и высшие учебные заведения и увеличивать их численность в России? Как можно этого достичь?
Н.К.: На мой взгляд, данный процесс должен протекать не директивно, а естественным путем. Частные учебные заведения появляются сами там, где есть соответствующая потребность. Вместе с тем вдумчивая, последовательная работа фондов может внести значимый вклад в развитие качественного частного образования в России.
О.К.: Фонд «Новый взгляд» выступает в качестве организатора I Всероссийской конференции «Образовательная инициатива: школа будущего». В чем ее особенность и необходимость?
Н.К.: В текущих условиях важно наладить практический диалог в соответствующей сфере для того, чтобы содействовать решению государственной задачи по развитию школьного образования и определению подходов к формированию и воспитанию всесторонне и гармонично развитой личности. Конференция призвана ответить на множество практических вопросов: оценить необходимые требования к образовательному пространству и технологическому оснащению школ будущего, обсудить лучшие практики управления образовательными организациями, подготовки педагогических кадров и воспитательной работы, проанализировать механизмы интеграции общего и профессионального образования. Наша главная задача - сформировать целостный образ школы будущего и предложить прикладные образовательные инициативы для его достижения.
О.К.: За каким образованием будущее?
Н.К.: Будущее за качественным образованием, синергией, обменом лучшими практиками между ведущими частными и государственными учебными заведениями, аккумуляцией передового мирового опыта и созданием на его основе собственных уникальных образовательных решений.