Родителям не следует наказывать детей за плохие отметки в школе через Деда Мороза, поскольку это может нанести ребенку травму и демонизировать образ персонажа в его сознании. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщил кандидат психологических наук, декан факультета «Экстремальная психология», доцент кафедры научных основ экстремальной психологии факультета «Экстремальная психология» Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) Дмитрий Деулин.
«Необходимо учитывать социальную ситуацию развития, и, как правило, родитель также разделяет ответственность за плохие оценки вместе в ребенком. Поэтому, полагаю, наказывать ребенка в этой ситуации будет не совсем верно, тем более через Деда Мороза, тем самым демонизируя его образ. Лишать полностью ребенка внимания и подарка - большая для него травма и обида. Если возникают такие предпосылки - вопрос к родителям: уделяли ли они должное внимание процессу воспитания, работали над этим?» - сказал Деулин.
Однако в целом, по словам специалиста, в вопросе стимулирования ребенка через подарки есть положительные стороны.
«Ребенку требуется, как ни странно, объяснить психологическое назначение подарка. Делать это родитель должен осторожно, легендировать через сюжет самой сказки о Дедушке Морозе и его амплуа - подарок приносит Дедушка Мороз, а от родителей ничего не зависит. Именно такой должна быть легенда. Ребенок пишет символическое письмо в условную Лапландию. У него должна создаваться иллюзия того, что именно этот персонаж - Дед Мороз - решает вопрос с подарком, а не родители. Так ребенок понимает, за что его награждают, а какое поведение может препятствовать награждению», - пояснил психолог.
Эксперт также добавил, что родители, пренебрегающие сказкой про Деда Мороза, обедняют духовную и когнитивную сферу ребенка.
«Функции сказки о Дедушке Морозе не исчерпываются одним лишь воспитанием, это и просвещение, развитие, познание чего-то нового, формирование ценностей, развитие чувства справедливости, гуманности. С другой стороны, это формирование чувства нетерпимости к жадности, эгоизму, своекорыстию, мотовству и агрессии. Сама по себе сказка обладает огромным психологическим потенциалом, невероятным по силе воздействием на установки, взгляды и интересы ребенка», - пояснил Деулин.