Проект Большой кольцевой линии (БКЛ) стал одним из самых масштабных в истории России и одним из крупнейших в мире проектов метростроения, реализованных за последние десятилетия. Об итогах открытия нового подземного кольца Москвы, о полученном опыте в метростроении и дальнейших планах развития столичной подземки в интервью старшему корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Анастасии Чернышевой рассказал заместитель мэра по вопросам градостроительной политики и строительства Андрей Бочкарев.
Анастасия Чернышева (А.Ч.): Андрей Юрьевич, расскажите, как в целом прошел запуск БКЛ?
Андрей Бочкарев (А.Б.): Запуск нового кольца изменит транспортную систему Москвы и уже ее меняет - с 1 марта, когда президент Российской Федерации Владимир Путин и мэр Москвы Сергей Собянин открыли полноценное движение поездов по всей Большой кольцевой линии, этим воспользовались почти 30 млн человек. Это больше, чем пятая часть населения всей страны. Такой пассажиропоток говорит о востребованности новых маршрутов. Новая линия не только решает транспортную задачу, но и делает лучше и комфортнее саму жизнь в Москве. Хочу подчеркнуть, что строительство БКЛ - это беспрецедентный проект по масштабам, скорости, сложности и в то же время по профессионализму и самоотверженности десятков тысяч людей, занятых на стройке.
А.Ч.: Осталось ли что-то, что еще нужно доделать?
А.Б.: Конечно, осталось еще немало, над чем нам предстоит работать - в первую очередь, построить дополнительные вестибюли и переходы на станциях. Например, осталось ввести в эксплуатацию переходы на радиальные линии со станций «Авиамоторная», «Электрозаводская» и «Текстильщики» Большой кольцевой линии метро, а также вторые вестибюли на станциях «Авиамоторная» и «Печатники». Но мы не заставим москвичей долго ждать - до конца текущего года все работы будут выполнены.
А.Ч.: Какой опыт получили строители при реализации этого проекта?
А.Б.: Большая кольцевая линия метро строилась в условиях плотной городской застройки, необходимости переустройства множества транспортных и инженерных коммуникаций, в сложных геологических условиях. Это, безусловно, наложило отпечаток на характер работ, потребовало дополнительных проектных решений, а также дополнительных мер безопасности. Учитывая, например, что БКЛ имеет семь пересечений с руслами рек, при проходке в водоносном слое применялся метод замораживания грунтов.
Вообще, при строительстве Большого кольца многое делалось впервые. К примеру, при строительстве станции «Нижегородская» была применена технология top-down, когда подземная часть возводится сверху-вниз - от уровня поверхности. А станция «Деловой центр» была интегрирована в один из нижних этажей ММДЦ «Москва-Сити». Помимо этого, чтобы исключить влияние метро на прочность сооружения, в основании путей были заложены виброгасящие пружинные установки, поглощающие колебания от движения поездов.
Еще одним ноу-хау для московского метростроения стала проходка 11,6 км двухпутных тоннелей большого диаметра. Хочу подчеркнуть, что все эти новации, может быть, и не революционны для мирового метростроения, но такая комбинация уникальных и нестандартных решений в одном проекте, да еще такого масштаба, делает БКЛ настоящим «звездным» проектом, во многом не имеющим аналогов.
А.Ч.: На строительство БКЛ были брошены колоссальные силы. Куда теперь, после запуска кольца, будут распределены тоннелепроходческие щиты и человеческие ресурсы?
А.Б.: Программа развития столичной подземки гораздо более масштабна, чем запуск одного, пусть и уникального, метрокольца. В настоящее время ведется проектирование и строительство новых линий, а также продление уже действующих радиусов. Могу заверить, строителям хватит работы на ближайшие годы, да и на перспективу.
А.Ч.: Расскажите подробнее о строительстве других веток. Какие сейчас работы ведутся?
А.Б.: В настоящее время ведется строительство Троицкой линии. Проект этого радиуса, который после запуска протянется на 42 км, разбит на несколько этапов. На некоторых из них уже ведется строительство, другие еще на стадии проектирования. Строительство первого участка - от станции «ЗИЛ» до станции «Коммунарка» планируется завершить в конце следующего года. Другой участок, от станции «Коммунарка» до города Троицк, находится на стадии разработки градостроительной и проектной документации.
Параллельно с этим ведутся работы также на новом участке Люблинско-Дмитровской линии протяженностью около 6 км, строительная готовность этого продления составляет 62%. Сейчас на станциях начались архитектурно-отделочные работы и монтаж инженерных систем и коммуникаций. Завершение строительных работ на этом участке запланировано во II полугодии 2023 года.
Помимо этого, предполагается завершить строительные работы на участке Солнцевской линии со станциями «Пыхтино» и «Аэропорт Внуково». В настоящее время готовность объекта составляет более 60%. Другим объектом, строительство которого мы планируем завершить в этом году, станет станция «Потапово» Сокольнической линии.
А.Ч.: Какие проекты сейчас находятся только на начальном этапе и какая у них готовность?
А.Б.: Это, прежде всего, Рублево-Архангельская линия. Здесь строители приступили к выносу инженерных коммуникаций, выемке грунта и укладке монолитного бетона. Готовность участка между станциями «Шелепиха» и «Липовая Роща» составляет 8%.
А.Ч.: При разработке планов строительства Бирюлевской и Рублево-Архангельской линий закладывалась возможность их соединения. Этот проект получит дальнейшее развитие?
А.Б.: Мы не отказываемся от этой идеи, но пока нет даже самих радиальных линий. Соответственно, нет и конкретных планов со сроками, маршрутом и количеством станций на возможном центральном участке. Проработка диаметральной ветки метрополитена, соединяющей Бирюлевскую линию с Рублево-Архангельской, начнется позднее.
А.Ч.: Недавно была представлена концепция развития территории Южного порта. Расскажите о планах по строительству там станции метро.
А.Б.: Будущая станция метро с рабочим названием «Южный порт» войдет в состав Люблинско-Дмитровской линии. Фактически строителям предстоит «посадить» станцию на действующий радиус с интенсивным пассажиропотоком. Хотя это и осложняет задачу, уверен, что этот проект вполне по силам нашим специалистам. Завершить его разработку мы рассчитываем к февралю следующего года.