Меню Поиск

Закрыть

Театральные представления и выступления музыкантов будут проходить в Музее транспорта Москвы (интервью)

эксклюзив

20.02 11:00

Театральные представления и выступления музыкантов будут проходить в Музее транспорта Москвы (интервью)

Теги: Выставки , Музеи , Городской транспорт

В конце 2024 года откроется новый музейный комплекс – Музей транспорта Москвы. В нем можно будет увидеть как городской транспорт, так и специальную технику, обслуживающую столицу: и легковые, и грузовые автомобили. В состав постоянной экспозиции войдут 53 транспортных объекта и не менее 500 артефактов из коллекции музея. Об этом в интервью специальному корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Ольге Мусиновой рассказала директор Музея транспорта Москвы Оксана Бондаренко.

Ольга Мусинова (О.М.): Сколько экспонатов планируется к открытию музея в конце года? Сколько есть на данный момент?

Оксана Бондаренко (О.Б.): Постоянная экспозиция будет посвящена транспорту, служившему городу, к которому относится как городской транспорт, так и специальная техника, обслуживающая город: и легковые, и грузовые автомобили. В состав постоянной экспозиции войдут 53 транспортных объекта и не менее 500 артефактов из коллекции музея.
 
Посетители смогут увидеть пять вагонов метро («В» восьмидверной модификации, «Г», «Еж3», «81-717», «Яуза» (81-720), макет метровагона «Москва-2019», мотовоз АГМу, 13 автобусов и прицеп АП-3, четыре троллейбуса и прицеп П1Ц, единственную воссозданную на подлинной ходовой части конку 1872 года, четыре трамвайных вагона, в том числе Ф и БФ (вагон БФ – один из двух сохранившихся в мире) и Tatra T3SU, макет трамвайного вагона R1, крановую платформу СВАРЗ (было произведено всего шесть экземпляров, из которых сохранилось две), девять машин спецтехники, грузовые и легковые автомобили.
 
Уже сейчас обширную часть коллекции музея можно увидеть на экскурсиях в фондах хранения в Ступинском проезде. Это более 100 единиц легковой, грузовой городской техники, обслуживавшей транспортную систему СССР: автомобили такси и милиции, редкие модификации «Москвичей», автобусы, троллейбусы и легендарные машины 1980-х, знакомые многим с детства.

О.М.: Много ли будет воссоздано макетов уже не существующих экспонатов в музее? Как они воссоздаются, какова их значимость и важность?
 
О.Б.: В экспозиции можно будет увидеть полноразмерные макеты транспорта, который уже утрачен: это двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, первый столичный омнибус Daimler-Marienfelde 1905 года (его макет мы уже воссоздали и впервые представили на фестивале «Ретрорейс» в 2022 году) и автобус Leyland GH6, на котором москвичи передвигались в 1924 году.

О.М.: Расскажите о реставрации экспонатов. Какая работа ведется в этом направлении?

О.Б.: Наше управление реставрации совместно с сотрудниками Московского метрополитена, СВАРЗ и рядом других крупных и уважаемых в транспортном сообществе реставрационных мастерских уже третий год проводит масштабную реставрационную программу наших экспонатов. С 2020 года музей провел тотальную реставрацию 30 исторических крупногабаритных видов транспорта. Большую часть из них можно будет увидеть в постоянной экспозиции. В этом году музей продолжает восстанавливать уникальную технику: автобусы, трамваи, вагоны метро, легковые автомобили. Всего в этом году будет отреставрировано 13 экспонатов.
 
О.М.: Какие залы и экспозиции будут меняться? Будет ли там зал для временных выставок или выставки будут в помещении на ВДНХ?
 
О.Б.: Что касается временных выставок, музей планирует следовать концепции, которую можно редко встретить в музейной практике: пространства для них будут появляться прямо в постоянной экспозиции. Иногда очень неожиданно и разной площади: это может быть как одна машина, так и полноценный спецпроект с объектами и артефактами, – таким образом мы хотим сохранить выбранный нами вектор развития – музея в движении, поэтому даже постоянная экспозиция должна сохранять визуальную подвижность для посетителя.

Главное – временные выставки всегда будут более подробно раскрывать одну из тем постоянной экспозиции. В то же время в музейном ансамбле по адресу: ул. Новорязанская, д. 27, есть отдельное здание – мультиформатный центр, где также планируется проведение временных экспозиций, начиная с открытия музея. И конечно, несмотря на открытие постоянной экспозиции, мы продолжим делать масштабные временные выставки в павильоне «Транспорт СССР» на ВДНХ после его тотальной реставрации внутренних интерьеров и фасадов, на которую наш павильон становится по планам в конце 2025 года.
 
О.М.: Какие экспонаты и активности будут для детей? Будет специальный зал для них?
 
О.Б.: Сегодня много технических музеев для детей с эффектными интерактивными экспонатами, возможностью делать опыты, собирать механизмы и так далее. Но нам очень хотелось не сочинять детский музей внутри взрослого, а именно добавить слой внутри основной экспозиции, благодаря которому дети и взрослые могли бы не только вместе пройти по музею, но и получить и считать общие смыслы, взаимодействуя с разными объектами, но каждый на своем языке повествования, если так можно сказать.

В музее будет создан единый детский маршрут для разных возрастов, заданный разными способами, серия объектов экспозиции, ориентированных на детей, и набор дополнительных инструментов, которые помогут взрослому с ребенком сориентироваться в музее.

О.М.: Расскажите, пожалуйста, подробнее о детском маршруте.

О.Б.: Детский маршрут будет вести ребенка по всей экспозиции и станет его «навигатором» в исследовании музея. Поскольку мы говорим о транспорте и движемся по пути, то на маршруте есть объекты – остановки. Точки в экспозиции, с помощью которых ребенок может сориентироваться в том, что его окружает. Остановки – объекты, куда можно залезть, где можно порисовать – просто отдохнуть. Кроме этого, в них встроен информационный интерактивный блок, который позволяет сориентироваться и понять, что за объекты вокруг, получить дополнительные задания на взаимодействие с ними. Каждый раз можно будет выбирать для себя новый маршрут.

О.М.: На что вы ориентировались?

О.Б.: Придумывая их, мы ориентировались на разный возраст и круг интересов, поэтому музей можно будет посмотреть с точки зрения архитектуры и дизайна, урбанистики, инженерии, разобраться в том, какие профессии существуют в мире транспорта и так далее. При создании детской линии мы ориентировались на детей от пяти лет, хотя предусмотрели некоторые элементы и для более младшего возраста.
 
Также наш музей готовит разные активности для юных посетителей: и детские мастер-классы, и лекции в партнерстве с ведущими техническими и инженерными музеями в отдельно предназначенном для этого пространстве на территории музейного комплекса – «Автолаборатория».
 
О.М.: С открытием комплекса появятся какие-то интересные нововведения, которых еще не было в других музеях?
 
О.Б.: Наш музей, в отличие от других музеев транспорта, будет не просто демонстрировать раритетные транспортные экспонаты и современные прототипы, а создаст целостное экспозиционное пространство, которое расскажет об эволюции городского транспортного сообщения и даже позволит заглянуть в будущее. С помощью экспонатов и современных музейных технологий мы продемонстрируем сам процесс становления транспортной системы Москвы: формирование кольцевого движения, появление магистралей, хорд, эстакад. Посетители получат новые знания о масштабе транспортной системы и ее влиянии на городскую инфраструктуру. Экспозиция музея будет интерактивной, с ней смогут взаимодействовать юные посетители.

О.М.: Планируется ли проводить спектакли, концерты?

О.Б.: Да, экспозиционные пространства будут использоваться как среда для культурных мероприятий: концертов, спектаклей, – с привлечением транспорта. События вовлекут посетителя в процесс интерпретации экспонатов и связанных с ними тем. Музей транспорта Москвы по адресу: ул. Новорязанская, д. 27, также станет первым репертуарным музеем-театром. Экспозиционные пространства предполагается также использовать как среду для ситуативных высказываний театральных коллективов, музыкантов, мастеров перформанса. Эти высказывания образуют «второй слой» экспозиционного повествования, вовлекающий посетителя в интерпретацию экспонатов и связанных с ними тем в контексте сегодняшнего дня. Таким образом музей будет непрерывно меняться, отвечая на запросы современности.

И как в театре, два раза в год, то есть раз в сезон, в музее будет проходить представление, специально созданное художниками с учетом специфики нашей тематики и места.
 
О.М.: Какие самые раритетные экспонаты российского или мирового порядка будут представлены в музее?
 
О.Б.: Старейшим и очень уважаемым нами экспонатом коллекции является извозчичий городской двухместный экипаж с кузовом типа фаэтон. Такие городские дрожки назывались пролетными, или просто «пролетками». Их можно было встретить на дорогах России с середины XVIII века до 1940-х годов.
 
О прошлом нашей «пролетки» было известно немного: лишь то, что какое-то время она «служила» на Ялтинской киностудии. Об остальном история умалчивала. Но во время реставрации, которая завершилась в 2023 году, сотрудники нашего музея обнаружили клейма московских мастерских. Клеймо «Ферманъ Москва» на осях принадлежит московскому фабриканту, который в начале XX века занимался комплектующими к гужевому транспорту. Что касается второго клейма «Александръ Сергеевич Барсковъ/Бароковъ въ Москве», которое нашли на рессорах, – исследования до сих пор продолжаются.
 
Первоначально это была совсем примитивная повозка: сверху помещалась доска, на которую, приходилось садиться верхом или боком. Подобного рода дрожки иногда называли трясучками. Позднее дрожки усовершенствовались, обрели рессоры и кузов. Преимущественно их использовали в городах, для передвижения на дальние расстояния они не подходили. Этот артефакт транспортной «домоторной» эпохи до 10 марта можно увидеть на выставке Музея транспорта Москвы и Музея Москвы «Куплю гараж» по адресу: Зубовский бульвар, д. 2, стр. 1.

О.М.: Также музей уже проводил в столице фестиваль «Ретрорейс», где посетители могли посмотреть городской, специализированный и личный транспорт прошлых лет. Когда фестиваль планируется провести в этом году, что интересного увидят гости?
 
О.Б.: В 2024 году фестиваль «Ретрорейс» состоится 14 июля и в третий раз пройдет на Воробьевых горах. Каждый наш фестиваль несет отпечаток той или иной эпохи: первый погружал в 1960-е, второй показывал 1970-е – времена веселых хиппи. В этом году мы запланировали, задолго до выхода нашумевшего сериала «Слово пацана», показать эпоху транспорта 1980 – 1990-х годов – Музей транспорта Москвы познакомит посетителей с городским, специализированным и личным транспортом тех лет, как обычно показав не только свои экспонаты, но и коллекции наших друзей и партнеров, различных клубов и коллекционеров.
 
Коллеги по просветительской работе предложат новые увлекательные форматы общения с детской аудиторией и интересные направления для взрослых. Сотрудники научно-исследовательской службы музея и приглашенные эксперты расскажут об истории транспорта, технике, инженерных решениях и профессиях, связанных с транспортом.

О.М.: Есть ли планы проводить в музее лекции столичного департамента транспорта?
 
О.Б.: В музее начнет работу мультиформатный центр с пространством для временных экспозиций и открытая библиотека технической и популярной транспортной литературы. Разумеется, мы планируем привлекать экспертов и наших коллег из департамента транспорта для проведении лекций, мастер-классов и других мероприятий.
 
О.М.: Какие просветительские программы о транспорте Москвы и безопасности на дорогах могут появиться?

О.Б.: Одно из основных направлений деятельности Музея транспорта Москвы – просветительские проекты. Программа музея будет представлена к открытию постоянной экспозиции и обозначит новый вектор. Мы сосредоточимся на углубленном изучении устройства транспортной системы города и путей ее развития в будущем. Предложим аудитории несколько форматов, учитывая интересы посетителей разных возрастов. Образовательная задача музея для школьников будет заключаться в ознакомлении с правилами безопасного использования транспорта и с методами реставрации.

Также на территории музея заработает открытая библиотека технической и популярной транспортной литературы и появится павильон «Автолаборатория», где будут проходить теоретические и практические занятия для детей и взрослых.

Рубрика: Общество , Транспорт

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок