Сенаторы РФ Андрей Кутепов и Юрий Федоров внесли в Госдуму законопроект, который предлагает дать возможность выдавать через суд принудительной лицензии на использование изобретения, патентообладатель которого ушел с российского рынка. Документ опубликован в электронной базе нижней палаты парламента.
«Законопроектом предлагается предоставить возможность лицензиатам обратиться в суд с иском к патентообладателю о предоставлении принудительной простой (неисключительной) лицензии на использование на территории Российской Федерации изобретения, полезной модели или промышленного образца в соответствии с положениями ст. 1362 ГК РФ», – говорится в пояснительной записке.
Такие лицензии предлагается выдавать при наличии ряда условий. Например, патентообладатель связан с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия (в том числе если такой патентообладатель имеет гражданство этих государств, местом их регистрации, местом преимущественного ведения им хозяйственной деятельности или местом преимущественного извлечения им прибыли от деятельности являются такие государства).
Кроме того, лицензию выдадут, если патентообладатель в одностороннем порядке полностью или частично отказался от исполнения лицензионного договора о предоставлении права использования объекта патентных прав по основаниям, не связанным с нарушением лицензиатом своих обязательств, либо предпринимает действия, затрудняющие осуществление лицензиатом права использования в установленных договором пределах. «При этом указанные отказ либо действия патентообладателя приводят к недоступности на территории РФ соответствующего объекта патентных прав, созданных с его использованием, а также товаров, в которых выражен такой объект», – подчеркивается в документе.
Авторы поясняют, что многие западные патентообладатели ушли или объявили об уходе с российского рынка, оставив после себя современное технологическое оборудование. «Российские правообладатели не могут использовать соответствующее оборудование в силу того, что патентные решения, которые лежат в основе его использования охраняются зарубежными патентами. Кроме этого у российских правообладателей отсутствуют лицензии на непосредственное применение технологий, а также законодательная возможность использования объектов патентных прав, принадлежащим ушедшим зарубежным правообладателям без их согласия. Аналогичная проблема проявляется тогда, когда необходимо при обратном инжиниринге воспроизвести изделие, которое охраняется российским патентом на территории РФ. Соответствующие ограничения в виде запрета на использование нарушают сложившееся технологические цепочки и останавливают большой процесс производства, что является недопустимым. В соответствии с вышеизложенной проблематикой возникает необходимость разрешения использования на территории России объектов патентных прав, принадлежащих зарубежным патентообладателям, которые прямо заявили о нежелании работать на российском рынке, без их согласия, с уведомлением и с выплатой соразмерной компенсации», – подчеркнули сенаторы.
Они добавили, что согласно ст. 1362 ГК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться за выдачей принудительной лицензии к патентообладателю, если тот не использует или недостаточно использует свой патент на изобретение или промышленный образец в течение четырех лет, а полезная модель – в течение трех лет со дня выдачи патента.