Инициатива о пересмотре нормативов размещения машиномест при реализации строительных проектов, вероятнее всего, не скажется на стоимости квартир. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщила управляющий директор NF Dom Наталья Сазонова.
«Порой рассчитанные по действующим нормативам машиноместа остаются нераспроданными в домах даже бизнес- и премиум-класса. При этом себестоимость строительства подземного паркинга очень высокая и впоследствии ложится бременем на весь проект. Это огромные вложения в сложный конструктив и инженерные коммуникации, без гарантированной окупаемости: стоит паркинг дорого, а продавать его довольно сложно. Иногда покупатели, особенно жилья массового сегмента, и вовсе отказываются от покупки машиномест. Это объясняется желанием клиентов сэкономить и снизить долговую нагрузку на фоне растущих ипотечных ставок и высоких цен на квартиры. Поэтому на стоимости квартир и машиномест инициатива, вероятнее всего, не скажется», – сказала Сазонова.
По ее словам, изменение в расчете норматива машиномест может дать другой эффект – инициатива может подтолкнуть застройщиков перестать строить избыточные машиноместа, что в конечном счете поспособствует улучшению итогового продукта. «Девелоперы смогут уделить больше внимания обустройству общественных зон и озеленению территорий, что сегодня является основными факторами, привлекающими покупателей», – пояснила Сазонова.
Она уточнила, что по итогам III квартала 2024 года соотношение проданных машиномест к проданным жилым помещениям составило 24%, в то время как показатель аналогичного периода 2023 года составлял 15%. «Речь идет о квартирах, апартаментах и машиноместах, реализованных физическим лицам по ДДУ (до ввода домов в эксплуатацию). То есть в период, пока объект строится, на каждые 100 квартир продается 15–24 машиноместа, притом, что наиболее распространенный коэффициент обеспеченности парковочными местами в современных новостройках сейчас находится в диапазоне 30–60%. Даже с учетом того, что машиноместа продолжают продаваться и после ввода дома в эксплуатацию, спрос на них, как правило, ниже, чем запроектированное по нормативам количество», – добавила Сазонова.
Как отметила директор департамента аналитики Nikoliers Людмила Герлиц, текущий коэффициент обеспеченности машиноместами в жилых комплексах Москвы составляет 0,33 или одно машиноместо на три квартиры, а снижение норматива на 20% будет означать, что одно машиноместо будет приходиться уже на четыре квартиры, а без учета машиномест на придомовой территории – на пять квартир.
«Эти нововведения связаны в первую очередь с ростом высотности строительства в Москве при отсутствии возможности большего заглубления подземной части проектов (метро, коммуникации). Безусловно, в таком случае увеличится стоимость машиномест в проектах с низким коэффициентом обеспеченности, и потенциал роста цены достаточно высокий», – сказала Герлиц.
По ее словам, в 2024 году спрос на машиноместа на 24% выше среднего показателя за предыдущие пять лет. «В 2024 году в среднем одно машиноместо в Москве стоит 3,5 млн руб. (минимально 960 тыс. руб. за машиноместо – в Зеленограде и 1,23 млн руб. в Западном Дергунино). В элитных проектах стоимость машиномест может доходить до 25–44 млн руб. за лот при низком коэффициенте обеспеченности», – заключила Герлиц.
Ранее в СМИ сообщали, что в Москве могут изменить расчет норматива необходимого количества машиномест в новых жилых комплексах и объектах коммерческой недвижимости столицы, что позволит застройщикам возводить на 20% меньше парковочных мест.