Музей транспорта Москвы завершил реставрацию интерьера единственного в мире сохранившегося метровагона типа В восьмидверной модификации 1927 года выпуска. Об этом Агентству городских новостей «Москва» сообщили в пресс-службе музея.
«Музей транспорта Москвы продолжает масштабную программу реставрации исторической техники. Его специалисты завершили работу по восстановлению интерьера единственного в мире сохранившегося метровагона типа В восьмидверной модификации. Увидеть экспонат можно будет в постоянной экспозиции Музея транспорта Москвы, которая откроется в гараже Константина Мельникова на ул. Новорязанская, д. 27», – приводятся в сообщении слова заместителя мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максима Ликсутова.
Отмечается, что всего было произведено около 120 вагонов подобной модификации. Вагон В стал первым экспонатом музея, который занял свое место на минус первом этаже гаража Константина Мельникова во время реставрации здания. До открытия музея вагон В будет находиться под защитным кофром.
«Пожалуй, это один из самых интересных экспонатов нашей коллекции. Выпущенный в 1927 году заводом «Буш», этот метровагон трудился на линии С Берлинского метрополитена. 2 мая 1945 года, в числе прочих вагонов, он оказался затопленным в тоннеле. А по окончании войны поступил на работу в московское метро», – цитирует пресс-служба директора Музея транспорта Москвы Оксану Бондаренко.
В 1968 году вагон отправили «на пенсию» – на запасные пути в депо, где его использовали в качестве хозяйственного помещения. Двери были заколочены, окна заварены металлическими листами, установлены перегородки.
Перед началом реставрации сотрудники научно-исследовательской службы Музея транспорта Москвы изучили часть архивов Берлинского метрополитена, печатные источники того времени, а также интернет-ресурсы учреждения «Берлинские транспортные предприятия» (Berliner Verkehrsbetriebe) и Немецкого музея технологий (Deutsches Technikmuseum). Под слоем поздней обшивки обнаружили оригинальную деревянную отделку салона и множество артефактов – например, таблички и схему берлинского метро.
По словам Бондаренко, восстановление вагона было выполнено максимально бережно – в этом помогли находки научно-исследовательской службы. Для восстановления вагона использовали архивные фотографии и документы, а подобранные материалы были близки к историческим. Так, в вагоне сохранился только один оригинальный плафон, поэтому остальные осветительные приборы создавались специалистами по его примеру. Недостающие ручки и светильники по оставшимся образцам отлили из бронзы и хромировали по технологии 1927 года. Для сидений тщательно подбирали плотность, толщину и даже оттенок кожи.
Были воссозданы и другие части интерьера – сиденья, пол, освещение. Также специалисты восстановили деревянные элементы экстерьера вагона, покрытие крыши, внешнюю обшивку. Специально для вагона В по единственному сохранившемуся в Санкт-Петербурге образцу и немногочисленным чертежам были изготовлены подвагонные тележки.
«Значительная часть аутентичного интерьера вагона «В» была выполнена из ценных пород дерева – березы, дуба и вяза. Восстановление такого рода деталей сродни реставрации картин – убирая слой за слоем, ты приближаешься к замыслу художника. Никелированные ручки дверей, форточек, бронзовые светильники – все это пришлось создавать заново. И это предметы невероятной красоты, точь-в-точь повторяющие оригинальные», – приводятся в сообщении слова руководителя управления учета и хранения Музея транспорта Москвы Вячеслава Курицына.
Реставрационные работы длятся с 2022 года, теперь реставраторам предстоит восстановить перегородку и кабину машиниста, изготовить стекла для светового фонаря крыши.