Меню Поиск
Выбрать период

Закрыть

Горельефы Вучетича и Фрих-Хара представлены на выставке Третьяковской галереи на ВДНХ

30.01 07:23

Горельефы Вучетича и Фрих-Хара представлены на выставке Третьяковской галереи на ВДНХ

Теги: Третьяковская галерея , ВДНХ , Выставка

В павильоне №1 «Центральный» на ВДНХ проходит выставка Третьяковской галереи, на которой представлены два масштабных горельефа: первый создан коллективом из восьми скульпторов во главе с народным художником СССР Евгением Вучетичем, второй – работа Исидора Фрих-Хара, одного из самых самобытных советских скульпторов-керамистов. Об этом сообщается на официальном сайте мэра Москвы.

«Горельеф «Знаменосцу мира, советскому народу – слава!» – одна из самых выдающихся работ Евгения Вучетича, автора монументов «Воин-освободитель» и «Родина-мать зовет!». На горельефе представлено торжественное шествие советского народа (людей разных национальностей, профессий и возрастов) на фоне самых известных сооружений эпохи социализма – высотки Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, плотины ГЭС и других. На площади 90 кв. м скульптор изобразил более 1,5 тыс. человек, в том числе около 30 основных персонажей показаны на первом плане. При реставрации и исследовании исторических документов выяснилось, что их прототипами были реальные люди», – говорится в сообщении.

Созданный к открытию павильона «Центральный» в 1954 году горельеф позднее был скрыт за листами фанеры. Его обнаружили в 2014 году при реставрации павильона, однако оказалось, что часть элементов отсутствует. Узнав о начале реставрации, горожане начали возвращать реставраторам фрагменты монументального произведения, и подлинные детали горельефа вернулись на свои исторические места. Специалисты восстановили отбитые фрагменты скульптур, удалили грязь, пятна и поздние тонировки, укрепили склейки отдельных частей и фрагментов, а также авторское защитно-декоративное покрытие. Кроме того, мастера заделали трещины и технологические стыковочные швы, воссоздали красочное покрытие в авторском цвете, придали бронзовый оттенок поверхности. На восстановление этого считавшегося утраченным произведения искусства потребовалось чуть более года.

«Горельеф «Жить стало лучше, жить стало веселее» («Праздник в азербайджанском колхозе») выполнен в технике майолики. Его размеры составляют 153 см на 265 см. Произведение отражает взгляд автора на коллективизацию, при этом в нем нет преобладания идеологии над художественным образом. Исидор Фрих-Хар известен как выдающийся скульптор-керамист, создававший утилитарные предметы, произведения малых форм, работы станкового и монументально-декоративного характера, включая крупные рельефы, оформление светильников и фигуры для фонтанов. В 1926 году он начал трудиться на Тверской фарфоро-фаянсовой фабрике имени М.И. Калинина в Кузнецове, где позднее основал экспериментальную художественную лабораторию. Там же был создан и горельеф для ВДНХ», – отмечается в материале.

Скульптору удалось запечатлеть застолье среди роскошной природы. В интерпретации Исидора Фрих-Хара колхозный праздник выглядит как традиционный пир по случаю осеннего урожая, где звучит музыка, а под сенью деревьев с плодами граната стоит стол, полный яств. Персонажи изображены строго фронтально, они торжественно выстроены перед зрителем. Используя элементы языка примитивизма, скульптор показывает возвышенный характер действия, которое воспринимается как важный ритуал. Черты современности этой сцене придают слова на красной ленте, расположенной над головами колхозников: «Жить стало лучше, жить стало веселее!» – это вариант фразы из выступления Иосифа Сталина в ноябре 1935 года на I Всесоюзном совещании рабочих и работниц – стахановцев.

Рубрика: Общество

Пожалуйста, укажите название Вашего СМИ/организации.
Или просто представьтесь, если Вы частное лицо:
Ок