Новые вагоны метрополитена «Москва» будут менее шумными при отправлении и прибытии поезда на станции, это позволит пассажирам общаться по телефону не повышая голоса, сообщил в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» Ольге Мусиновой руководитель направления городского и легкого рельсового транспорта ЗАО «Трансмашхолдинг» Денис Шило. Также он рассказал о том, как устроены новые вагоны метро: о системе оповещения для пассажиров, интерактивных панелях, поручнях с теплым покрытием, зарядках для гаджетов и системе, которая не позволит поезду отправиться с зажатым в дверях пассажиром.
Ольга Мусинова (О.М.): Новые вагоны «Трансмашхолдинга» должны появиться в столичном метрополитене в 2017 г. Какие отличия отметят пассажиры при поездках в новых вагонах в ходовой части поезда?
Денис Шило (Д.Ш.): В новых вагонах в отличие от тех, которые сейчас используются, 760-й серии - есть разница. Тем не менее, тележки во многом схожи с предыдущим поколением. Но в новых вагонах для повышения комфорта и снижения шума предусмотрена установка дополнительных шумопоглощающих накладок. Это приведет к тому, что не только в салоне, но и на платформах при прибытии и при отправлении поезда со станции будет снижен уровень шума. Это радикальное изменение, которое сделает поездку пассажиров еще более комфортной, позволит общаться в салоне вагона, не повышая голоса, и слышать друг друга. Разговаривать по телефону станет намного удобнее. Ранее Московский метрополитен обеспечил наличие сотовой связи в зоне покрытия, поэтому вопрос очень актуален.
О.М.: А смогут ли пассажиры высказать какие-то пожелания в отношении новых вагонов до их поступления в метрополитен?
Д.Ш.: В день празднования Дня города «Трансмашхолдинг» совместно с департаментом транспорта и Московским метрополитеном организовал у входа на территорию ВДНХ презентацию вагонов метро нового поколения «Москва». Посетителям было представлено два вагона нового образца. По результатам опроса департамент транспорта Москвы и предприятие «Метровагонмаш» сформировали список предложений, который направлены на завод для проработки и, по возможности, включения в новую конструкцию вагонов.
О.М.: Какие сервисы будут в новых вагонах? Что должно сделать поездки пассажиров более комфортными?
Д.Ш.: Пассажиры сразу отметили наличие интерактивной карты. Вместо привычных схем метро, которые располагались раньше в вагонах и были напечатаны на постерах, будет использоваться новая система общения с пассажирами. Метрополитен развивается бурными темпами, карта метро стала сложной для восприятия. И в этом ключе была внедрена новая технология по предоставлению информации для пассажиров - пассажир при необходимости указывает пункт назначения, а система указывает наиболее удобный маршрут, приближает карту, чтобы пассажирам было легче воспринимать информацию.
Также из заметных нововведений - полностью переработан интерфейс наддверных и салонных табло. Имеются в виду те информационные панели, которые устанавливаются над дверными проемами и под потолком в салонах. Переработанный интерфейс стал более «дружелюбным» для восприятия информации пассажирами. Кроме того, эта система будет использована для обеспечения безопасности пассажиров. Например, при возникновении каких-то внештатных ситуаций система позволяет предоставлять пассажирам на экране информацию о действиях, которые необходимо предпринять. Ранее информирование пассажиров было возможно только по голосовому оповещению, теперь это можно будет делать наглядно. Все мы знаем, что визуальная информация более понятна, легче воспринимается.
Но громкая связь также останется. В вагонах установлены динамики для оповещения пассажиров о маршруте. Поэтому система оповещения остается и при необходимости будет использована. Если мы говорим про связь с машинистом, здесь надо также учесть то, что в вагоне установлены камеры. Теперь при вызове пассажиром из салона машинист может не только видеть лицо вызывающего его пассажира, но и одновременно ему будет предоставлена возможность следить за трансляцией с других камер, чтобы наблюдать за происходящим в вагоне. Это позволит машинисту более четко оценить обстановку в вагоне и принять соответствующие меры. Плюс при взаимодействии с машинистом видеозапись со всех камер в прямом эфире будет передаваться в ситуационный центр Московского метрополитена.
Кроме этого, для большего комфорта пассажиров в вагонах увеличен дверной проем. Теперь, для еще большего удобства посадки-высадки пассажиров, он стал шире. Была специально рассчитана ширина, при которой не будет заторов. Это ускорит пассажиропоток на станциях, а также позволит сделать поездки приятнее - люди не будут задевать друг друга и толкаться в проемах.
О.М.: Планируется ли менять расположение поручней в вагоне?
Д.Ш.: В накопительных площадках около дверей будут установлены вертикальные поручни для безопасности и удобства. Когда пассажиры стоят в этих местах, около дверей нет точки опоры при движении. А поручень обеспечит безопасность при передвижении. Сейчас предложен такой вариант, при котором поручни будут с теплым покрытием - специальным материалом, который дольше хранит тепло, из-за чего более комфортно будет держаться за эти поручни. Такой материал будет использоваться на всех поручнях: вертикальных и горизонтальных. Изменена эргономика самих поручней так, чтобы, находясь в любой части салона, пассажир имел доступ к какому-либо из поручней.
Также визуально пассажирам будет легче воспринимать момент открытия и закрытия дверей. Раньше это было возможно только по голосовому сообщению - система информирования предупреждала о закрытии или открытии дверей. Теперь это будет еще и визуально видно с помощью светодиодных полос, которые устанавливаются в проеме дверей. Это будет видно внутри салона вертикально вдоль дверей, снаружи салона над дверным проемом будет световая индикация. При движении поезда между станциями панель индикации будет белого цвета, перед открытием загорается зеленый цвет. А красным цветом панель будет мигать, предупреждая, что двери закрываются. Тут использована общепризнанная цветовая гамма.
Также сами двери оборудованы дополнительной системой противозажатия пассажиров. Например, в час пик пассажиры зачастую пытаются держать двери. В таких случаях, во избежание получения травм эта система будет сообщать машинисту, что какой-то предмет находится между дверьми и не даст поезду отправиться со станции.
О.М.: Системы кондиционирования останутся прежними?
Д.Ш.: Надо отметить, что поезд «Москва» оборудован межвагонным проходом. Его плюсы в том, что пассажиры по салону будут распределяться равномерно. То есть, например, пассажиры при посадке в головной вагон могут спокойно перейти в хвостовой вагон. Но наличие межвагонного прохода обуславливает еще и новые требования к системе кондиционирования. Теперь новые системы будут распределять воздух по всему салону равномерно. Кроме этого в вагонах будут установлены светодиодные ультрафиолетовые лампы с ионизацией воздуха. Они будут встроены в кондиционеры. При подаче воздуха в салон он автоматически обеззараживается. Также вся система кондиционирования сконструирована таким образом, что сквозняков в салоне не будет.
О.М.: Какие приспособления для маломобильных граждан есть в новых вагонах?
Д.Ш.: В головных вагонах расположены места для маломобильных пассажиров. В каждом головном вагоне есть специальная площадка, где установлены крепления для безопасного передвижения инвалидного кресла.
О.М.: Стоп-краны также будут нового формата?
Д.Ш.: Не совсем, просто стоп-кран используется в метрополитене для служебных нужд, а для использования пассажирами он не предназначен. Поэтому стоп-краны будут скрыты во избежание хулиганских действий.
О.М.: Также ранее сообщалось, что в новых вагонах будут лампы с антивандальной пленкой. Для чего это нужно?
Д.Ш.: Во-первых, там будут использованы светодиодные энергосберегающие линии с эффектом матовости или рассеивания, что очень комфортно для глаз. Кроме того, сами лампы сделаны из триплекса, а этот материал при ударе не разбивается на осколки, а только трескается.
О.М.: Какие краш-системы планируется использовать?
Д.Ш.: Это требования нового времени для обеспечения безопасности. Новые вагоны оборудованы этими системами, и в случае аварии система поглотит основные последствия. При столкновении составов система предотвратит наезд одного поезда на другой. Кроме этого, между первым и вторым вагонами использована специальная система «противонаползания» вагонов. Благодаря ей соседние вагоны поезда удерживаются в вертикальной плоскости относительно друг друга, не позволяя одному приподняться от удара и «въехать» в салон соседнего вагона. В головной части вагона стоят буферы, которые распределяют основную энергию от удара по кузову вагона, предотвращая сминание вагона.
Также в ходовой части использован более жесткий тип сцепного устройства для предотвращения толчков при отправлении вагона со станции. Соответственно, поезд более плавно двигается при отправлении и торможении.
О.М.: Какие еще приспособления для безопасности есть в новых вагонах?
Д.Ш.: Для безопасности сделано очень много нововведений. В современной конструкции кузова и отделке вагона разрешено применение только малоопасных по токсичности и дымообразованию материалов. В электрических схемах применяются кабели с оболочкой, не распространяющей горение. А наличие широкого сквозного прохода по всему составу не только предоставляет возможность равномерного распределения пассажиров по салону, но и обеспечивает эффективную эвакуацию при возникновении чрезвычайной ситуации. С этой же целью в торцах головных вагонов смонтирован эвакуационный трап, увеличена ширина трапа. Это обеспечит эвакуацию даже для пассажиров в инвалидных креслах.
Видеосистемы устроены так, что не оставляют мертвых зон и обеспечивают полный круговой обзор салона. Машинист может переключать обзор камер в салоне. Ранее машинист также мог переключать изображение, но расположение камер в салоне не позволяло полностью отслеживать обстановку. Теперь можно увидеть любую часть вагона.
О.М.: А новые средства противодействия зацепингу предусмотрены?
Д.Ш.: Ранее были случаи попадания людей между платформой и поездом в межвагонное пространство. Теперь это пространство защищено дополнительным барьером. Также, в какой-то степени, это является защитой от зацеперов. В отличие от магистрального транспорта в метро изначально нет подножек и поручней, на которые можно было бы опереться и передвигаться при движении.
О.М.: А USB-зарядки планируется установить в самом вагоне? Сколько их будет?
Д.Ш.: На демонстрации новых вагонов «Москва» пассажирам было предложен вариант с четырьмя зарядками в головных вагонах, что нашло положительный отклик у пассажиров. Места расположения зарядок в вагоне еще обсуждаются. В любом случае, идея понравилась москвичам, этот сервис точно останется. Также департаментом транспорта Москвы с конструкторами прорабатывается вопрос о необходимости наличия в новых вагонах обычных розеток.